Жизненно важные препараты нуждаются в защите
Зайцев Кирилл
Заместитель директора по коммерции и логистике МНПК "Биотики"
Как производители лекарств в самом дешевом ценовом сегменте, не можем не обратить внимание: сегодняшний формат ограничений значительно затрудняет развитие фармацевтических производств если в их портфеле более 50% — ЖНВЛП. Свободных денежных средств становится все меньше и меньше, а фармацевтическая отрасль и технологии в целом тем временем идут вперед.
Но чтобы идти дальше и развивать фармацевтическую промышленность на нашем участке фармсектора, нам жизненно важно, чтобы цены ЖНВЛП отражали текущее состояние рынка и экономики в целом.
Если же происходят большие колебания курса валюты (от которых, безусловно, зависит производитель), то хотелось бы, чтобы была возможность корректировки цен в зависимости от текущей экономической ситуации, т.е. колебаний валютных курсов.
К сожалению, сегодня в нашей стране производится не так много химических реактивов, необходимых для анализа препаратов: большинство из необходимых реактивов приходится покупать за рубежом. Как и ряд вспомогательных веществ и сырцов (сырец — это предшественник сырья, т.е. фармацевтической субстанции). Подчеркну — компоненты для производимых в России фармацевтических ингредиентов производитель вынужден закупать за рубежом. Необходимо развитие собственных производств и одновременно очень важно, чтобы Федеральная антимонопольная служба оценивала как реальное состояние экономики, так и реальное состояние фармацевтических предприятий.
Проиллюстрируем сложившуюся ситуацию нашим примером. Жизненно важные препараты составляют порядка 75% портфеля. Причем произведенные нами лекарственные средства были в списке ЖНВЛП уже в 2009 г. С этого времени цена на них изменилась очень незначительно: один из наших основных продуктов прибавил за десять лет около 7 руб. При этом инфляция за десятилетие по официальной статистике составила более 60%.
Наше производство, несмотря ни на что, оснащено по последнему слову техники, еще в 2014 г. мы получили государственный немецкий сертификат GMP.
Рентабельность производства препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, до недавнего скачка валютных курсов составляла около 5%. Поэтому мы как фармацевтическое предприятие были очень рады анонсированной возможности повышения цен с учетом инфляции в этом году. Конечно, процент будет не очень велик — особенно с учетом того, что изменение курса валют составляет сейчас около 15% от курса предшествующего. Однако корректировка цен была бы очень важна для поддержания социально ориентированной фармацевтической промышленности.
Вопрос не только в возникающих издержках. Из–за сложностей ценообразования меняется формат конкуренции между производителями лекарств. И меняется в сторону изначально неравных "правил игры". Препараты, находящиеся за рамками перечня, уже на старте получают немалое преимущество при продвижении. А вот жизненно важные лекарства — поскольку они жестко ограничены по цене — не имеют рекламных бюджетов, достаточных для их продвижения на рынке. В основных СМИ реклама лекарственных средств из Перечня ЖНВЛП не представлена или же представлена слабо — в этом вопросе они значительно уступают препаратам, не входящим в список.
Количество аналогов жизненно важных лекарств — с определенными компонентами и добавками, позволившими вывести их из Перечня, — в последнее время очень велико. И аналоги эти не всегда имеют статус лекарственных средств — они регистрируются как биологически активные добавки к пище (БАД)!
Безусловно, реализуя биодобавки, а не ЖНВЛП, аптечная организация получает преимущество — как в области наценки, так и в маркетинге в целом. В результате такие продукты быстрее поступают к пациентам. Для аптеки, вынужденной работать в коммерческом формате, это фактор выживания. А население не всегда понимает разницу между биодобавками и лекарствами.
Можно ли считать такое конкурентное преимущество честным?
Ответ очевиден. Биодобавки, не являющиеся лекарствами и не прошедшие должных исследований, по сути, определяют сейчас судьбу и лекарства, и пациента. Сложившаяся ситуация — при которой собственно лекарственные препараты вытесняются из обращения — требует государственного регулирования.
Да, подавляющее большинство организаций в фармацевтической отрасли — это организации коммерческие. Да, все должны зарабатывать деньги. Но мы просим у регулятора только одного: чтобы все находились в равных конкурентных условиях. Одинаковых с точки зрения законодательства.
Сегодня производители (подчеркну) лекарств поставлены в заведомо проигрышную ситуацию. Однако Перечень ЖНВЛП действительно необходим. И это значит — нужно его защищать. Защищать в том числе от подобных обозначенному выше методов конкуренции, которые, по сути, являются попыткой обойти положения закона.
Препараты, входящие в число жизненно важных, нужно ограждать от рисков обхода законодательства. Фармацевтической промышленности необходима дополнительная регуляторная защита.
И еще раз про маркировку. Мы, безусловно, готовы к ней. Оборудование закуплено и неоднократно протестировано. Сотрудники прошли обучение. При этом для лекарств из ценового сегмента до 50 руб. стоимость кода в 60 коп. за упаковку является значительной суммой. Например, зарегистрирована такая цена препарата: 24 рубля 92 коп. Тогда "безусловный налог" на маркировку — это 2,5% от цены. И эта сумма также становится частью издержек — в дополнение к оборудованию и прочим затратам на внедрение системы МДЛП.
Данный фактор тоже необходимо учесть в процессе пересмотра цен на препараты Перечня ЖНВЛП. Иначе заявленное повышение цен на уровень инфляции будет полностью "съедено" маркировкой. А это только один из рабочих процессов в фармацевтическом секторе.