Тренды фармотрасли: пилотный проект по маркировке и др.
Генеральный директор Ассоциации Российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев выступил с докладом о новеллах госрегулирования и главных трендах фармацевтического рынка в 2017 г.
Оттепель в отношениях России и Америки, которая с недавних пор стала реальной перспективой, будет сказываться и на фармрынке: по словам Виктора Дмитриева, компания «Эббот» (Abbott), локализовавшаяся в России, стала лишь первой ласточкой. Поток американских инвестиций в отрасль будет только расти и составит серьезную конкуренцию европейским инвесторам, предположил докладчик.
Большой интерес участников вызвал доклад главы АРФП о старте пилотного проекта по маркировке лекарств с 1 февраля этого года в рамках исполнения постановления Правительства РФ №62. "Как эксперимент будет складываться, мы пока точно сказать не можем, но есть определенные сроки его проведения и сроки, в которые Минздрав и Минпромторг должны отчитаться о результатах пилота, его положительных сторонах, рисках и стоимости, что тоже немаловажно", — отметил он. Многих производителей (как и население в целом) волнует вопрос влияния маркировки на стоимость продукции. "Компании оценивают стоимость внедрения системы маркировки по–разному: "Штада" прогнозирует увеличение себестоимости одной упаковки на 20 коп.; некоторые заявляют о 20%, хотя эта цифра вообще некорректна: стоимость нанесения маркировки на препараты любой ценовой категории примерно одинакова. Пожалуй, главная зона риска — это рентабельность производства лекарств низкого ценового сегмента. Во–первых, здесь удорожание может действительно доходить до 20%, а во–вторых, не стоит забывать, что многие производители дешевых лекарств — это компании "советского наследия" и зачастую установка оборудования для маркировки на таких предприятиях крайне затруднительна чисто технически из–за ограничения производственных площадей", — рассказал Виктор Дмитриев.
Генеральный директор АРФП рассказал и о других законодательных инициативах ФОИВов. Принудительное лицензирование, проект закона о котором инициирован ФАС России, по мнению ассоциации, — необходимая, но требующая строго регламентированного применения мера. «Мы должны не допускать критической ситуации, а четко прописать в законодательстве следующие условия: в каких конкретных случаях применять механизм принудительного лицензирования, какую компенсацию получит патентообладатель и какими критериями руководствоваться при выборе компании, производящей продукт по принудительному лицензированию. Ответить на эти вопросы и имплементировать решения в существующее законодательство нужно, не дожидаясь, пока "грянет гром", — считает Виктор Дмитриев.
Кроме того, докладчик рассказал о результатах совещания в Минпромторге по вопросу специнвестконтрактов. "СПИК — это механизм прихода инвестиций в промышленность. Единственное, что он гарантирует на 100%, — это льготный налоговый режим на определенный период. Для многих компаний, которые приходят в Россию, важен вопрос локального статуса препарата. АРФП готова поддержать идею о присвоении “локальности” с момента подписания СПИКа, если в Россию приходит инновационный препарат, здесь не производящийся. Но если речь идет о приходе очередного дженерика, который уже производится в РФ, мы выступаем категорически против. У нас достаточно много локализованных инвесторов — производителей дженериков, и заводить им нового конкурента на льготных условиях не стоит", — пояснил он.
Руководитель российской практики в области фармацевтики, медицины и биотехнологий, партнер московского офиса Dentos Анна Макдоналд и генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев также обсудили перспективу интернет–торговли лекарствами. По словам Анны Макдоналд, проект изменений в Федеральный закон №61–ФЗ, которые легализуют дистанционную продажу ЛС, уже находится на согласовании в Администрации Президента. Расчетный срок принятия изменений — октябрь 2017 г. Глава АРФП отметил, что к разрешению интернет–торговли надо подходить взвешенно и крайне осторожно, иначе Россия рискует повторить опыт Америки, которая разрешила дистанционную продажу лекарств и «выпустила джинна из бутылки», т.к. весь фальсификат ушел в Интернет.
В завершение выступления Виктор Дмитриев пригласил компании на совместную конференцию АРФП и AIPM "Госрегулирование и российская фармпромышленность: продолжение диалога" (31 марта — 1 апреля), где будут обсуждаться актуальные отраслевые вопросы, в т.ч. работа единого рынка ЕврАзЭС.
Источник: пресс–служба АРФП