Цены на лекарства в России растут, несмотря на государственную поддержку. Об этом сообщил российский президент Владимир Путин на совещании с правительством. Президент возмутился отсутствием реакции со стороны правоохранительных органов и поручил навести порядок.
Ранее Правительство РФ выступило за отказ от регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты стоимостью до 50 руб.
СЛОВО — ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
Еще год назад Ассоциация российских фармпроизводителей полностью поддерживала идею регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) стоимостью до 50 руб. Однако сейчас, в условиях резкого скачка доллара и евро относительно российской валюты, практически все, кто занят в сегменте фармацевтической промышленности, категорически выступают за отказ государства от регулирования цен на ЖНВЛП. И не из–за отсутствия гуманного отношения к населению России, а в связи с тем, что около 90% субстанций, из которых выпускаются российские лекарственные препараты, закупаются за рубежом. По ценам, которые адекватны валютному курсу рубля. А он вырос более чем в 2 раза. И ситуация со стабилизацией или тем более с укреплением отечественной валюты пока неопределенна. Это сказывается на ценообразовании даже тех лекарственных средств, которые находятся в низшем стоимостном сегменте.
"Фактически реальная себестоимость лекарств выросла почти в три раза. Однако цены мы могли повысить только на официальный уровень инфляции, т.е. на 6%. В результате предприятия не могли компенсировать те убытки, которые понесли фармацевтические предприятия. И они стали отказываться от производства таких препаратов. Началось их активное вымывание с аптечных полок. Потребителям это стало заметно не сразу. Ведь как это происходит? Производитель останавливает производство, но накопленная масса товара еще поступает в аптечную сеть. А когда она раскупается и через 6–9 месяцев, выясняется, что поступлений больше не будет, начинается чуть ли не паника. Где лекарства? Производство–то запустить заново не просто, и быстро не получится. Даже при условиях уже "отпущенных" цен. Поэтому Ассоциация неоднократно обращалась в различные государственные структуры с обоснованным предложением скорректировать подход к лекарствам низшего ценового сегмента в сторону их удорожания», — объяснил ситуацию генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев.
"Важно, что, если цены отпустить, то лекарства низкого ценового сегмента подрастут в цене несущественно — примерно на 15 руб. В нынешних экономических условиях такое подорожание практически никак не скажется на покупательной способности нашего населения. Ведь, например, за 1 поездку в метро мы платим сейчас 50 руб., — резонно заметил представитель отечественного фармпрома. — В противном случае (если не повышать цены на препараты низшего сегмента рынка), эти лекарства вообще исчезнут с рынка. Их место займут зарубежные аналоги, которые будут стоить потребителю как минимум 300 руб., т.е. в разы дороже наших». Остановился В.А. Дмитриев и на рассматриваемой перспективе субсидирования, теме, обсуждаемой сейчас в обществе. Но и тут у фармацевтических производителей нет уверенности в правильности такого варианта. Так как сразу возникает целый ряд весьма острых вопросов. Что именно субсидировать — конкретный продукт или конкретное предприятие? Каков механизм такого субсидирования? Будет ли учитываться особенность производителя? "Механизм такого субсидирования не только не отлажен, но и может содержать коррупционную составляющую. Думаю, что оптимальным вариантом может стать «отпуск» цен на препараты низкого сегмента лекарственных препаратов с возможным субсидированием малоимущих слоев населения", — высказал свое мнение глава АРФП.
МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
Конечно, очень важным в вопросе регулирования цен на лекарственные препараты является и позиция аптечных сетей. Тем более что именно работники аптек постоянно контактируют с конечными потребителями. "Еще в 2012 г. Российской ассоциацией аптечных сетей было предложено отменить государственное регулирование лекарственных препаратов. И тогда низший ценовой сегмент лекарств был ограничен 100 руб. До этого мы проанализировали те населенные пункты, где проживают россияне с наиболее низким доходом. С 2010 г. вступили механизмы государственного регулирования по шкалам. До 50 руб. — одна торговая надбавка для оптово–розничного звена, до 500 руб. — другая и свыше 500 руб. — третья. И на тот момент мы отметили, что больше всего пользуются спросом лекарства до 100, а не до 50 руб. На них и надо отменить государственное регулирование. Почему? Дело в том, что если мы проанализируем перечень ЖНВЛП (хотя я считаю, что весь ассортимент лекарственных препаратов является жизненно необходимым), то выясним, что именно они составляют свыше 60% лекарств. Наш подход таков, что мы не видим целесообразности в субсидированиях, потому что их очень сложно отслеживать", — сказала исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. Она добавила, что если бы это субсидирование осуществлялась по определенным тарифам, тогда было бы понятно, куда государство вкладывает деньги. "Не надо забывать и о том, что каждая аптека, как и любое предприятие розничной торговли, оплачивает арендуемое помещение, налоги, зарплату сотрудникам, несет расходы по ЖКХ и т.д. При этом аптекам никто никаких привилегий не дает. А вот от них многие требуют снижения цен…" — заметила Н.В. Игнатьева.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МНЕНИЯ
"Если цены на дешевый сегмент лекарств отпустить, то жизненно важные препараты станут недоступны для социально незащищенных граждан", — об этом заявил первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам VI созыва Александр Тарнавский. Он призвал сохранить контроль над ценами и субсидировать фармпроизводителей. При этом откровенно признав, что не разбирается в этом виде бизнеса и не может дать четких рекомендаций о том, как это самое субсидирование нужно осуществлять. "Если цены на дешевые лекарства вырастут, то дотировать надо будет полстраны. Госрегулирование было введено, чтобы лекарства были общедоступными. Это жизненно необходимые продукты. Надо делать все, чтобы лекарства стоили максимально дешево. Фармпроизводители ссылаются на большую импортную составляющую. Но сейчас рубль укрепляется, хотя вряд ли доллар будет вскоре стоить 30 руб. Мы сейчас выбираем пути — либо сделать рынок, либо помогать производить дешевые лекарства. Я выступаю за субсидирование фармпроизводителей. Деньги на это легко можно найти, если считать приоритетом поддержку фармпроизводителей для производства дешевых лекарств", — заявил А.Г. Тарнавский.
Представитель фармпроизводителей Виктор Дмитриев отметил, что механизм субсидирования рынка медикаментов сейчас даже рассматривать не актуально, т.к. его налаживание нужно было начинать значительно раньше. "Сегодня стоит выбор между попыткой косолапо держать цены и терять препараты или искать механизмы регулирования. Субсидирование не будет работать! Это надо было делать полтора года назад", — убежден В.А. Дмитриев.
Он также отметил, что если не отпустить цены на дешевые лекарства сегодня, то мы вернемся к состоянию лекарственного рынка времен СССР. "В СССР были одинаковые цены в аптеках, но при этом многих препаратов в них просто не было. И мы говорили не купить, а "достать" лекарства!" — напомнил Виктор Дмитриев. Он также добавил, что отрицательные последствия госрегулирования цен на лекарственные препараты можно видеть уже сейчас, т.к. в результате этого механизма контроля над ценами в России перестали производить два препарата — нистатин и мезатон.
"По данным Минпромторга, в попытке регулировать цены у нас в стране из нижнего ценового сегмента исчезло порядка 146 позиций. Речь о торговых наименованиях, т.е. аналоги остались. 26 предприятий сократили свой ассортимент. Два препарата — нистатин и мезатон в стране перестали производиться. И вообще, у нас в стране нет самых высоких цен на лекарства. ФАС посмотрела 43 референтные страны, по которым сравнивались цены. Ни по одному препарату в России нет самых высоких цен. Если я не ошибаюсь, у нас по 23 наименованиям самые низкие цены из 43 лекарственных препаратов. Специалисты смотрели страны ЕС, БРИКС, СНГ. И лишь по 48 препаратам наши цены значительно превышают минимально зафиксированные цены в этих странах. ФАС до 20 октября предложила компаниям прийти и обсудить цены. Заявление, что у нас самые высокие цены — это миф. ФАС этот миф и развеивает", — резюмировал В.А. Дмитриев.
Напомним, что к лекарственным препаратам дешевого сегмента рынка лекарств относятся аспирин, ибупрофен, глицин, а также другие медикаменты, пользующиеся постоянным спросом среди населения России. Список ЖНВЛП включает в себя лекарственные средства под международными непатентованными наименованиями и охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий. Утверждается перечень Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Изменения в порядке образования цен на лекарства стоимостью до 50 руб. вступят в силу до 1 января 2017 г. На данный момент фармацевтические компании не могут повышать цены по Федеральному закону №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", обязывающем согласовывать цены с Правительством РФ.
По итогам пресс–конференции "Лекарства отпускают в свободное плавание: "За" и "Против"