БОРЬБА С ДЕМПИНГОМ — САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО МОГЛО БЫ ПОМОЧЬ

Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (г. Рязань)

Конечно, предложенное правило сильно усложнит жизнь аптекам, а выиграет ли потребитель — вряд ли... 50% именно для препаратов? Или для всего ассортимента? 50% — по ширине, по высоте?

По объему — слишком неточно и по сути малопроверяемо. Представьте себе, как представитель Росздравнадзора будет ходить с рулеткой и вымерять сантиметры? Пока будет мерить одни витрины, можно с других несколько раз успеть снять зарубежные препараты.

Фиксированная наценка?

Боюсь, что тогда из всех крупных торговых центров Москвы аптеки просто съедут. Совершенно разные же условия по аренде. И высокая наценка — плата за комфорт, что покупатель может купить лекарства тут.

Фокус продаж сразу сместится на те группы аптечного ассортимента, которые не относятся к контролируемым. БАД станут продавать вместо лекарств. Мне кажется, только ухудшится ситуация — с точки зрения рекомендаций провизоров.

Обязанность провизора предлагать посетителю дешевые аналоги?

Считается, что покупатель–пациент не способен задать вопрос провизору или фармацевту "а есть что–то подешевле?". А на самом деле те, кому это интересно, данный вопрос не стесняются озвучить. И аптечный работник рекомендует лекарства других ценовых сегментов. Скорее такие ограничения добьются обратного — аптека перестанет держать дешевые аналоги в наличии.

Ограничение маркетинговых договоров — следующий пункт в предложениях — на мой взгляд, одна из идей, которые на 100% не реализуемы. Как и в продуктовом ритейле, все ограничения каким-то образом обходятся. Как всегда, скорее смогут это сделать крупные сети. У них достаточно силы, чтобы заставить производителя пойти на дополнительные ухищрения, чтобы заплатить в бюджет. Смогут те, кто имеет свой склад и сможет получать фармацевтическую продукцию по изначально более низкой цене.

Внедренные в данном виде инициативы полностью разрушат лекарственный рынок. Уверен, что будет череда банкротств многих компаний. Будет дефицит лекарств — да еще и вместе с системой маркировки, которая до сих пор не отработана. Предполагаю, что все это может привести даже к сильному возмущению населения. Неспециализированные медиа могут обвинить в этом аптеки, но перекладыванием вины потребностей граждан не обеспечишь.

В целом я бы посмотрел на это шоу–представление. Кто знает: может быть, будучи разрушенным, фармацевтический рынок возродится как птица феникс в новом, более правильном виде?

Самое главное, что могло бы по–настоящему помочь, — это борьба с демпингом. Он и так вроде запрещен, но доказать и наказать кого-то невозможно. Запретить продавать ниже себестоимости — вот что поможет небольшим аптечным организациям. Крупные игроки давят неумелым управлением. Они давят финансами.

Просто садятся и торгуют дешевле, чем закупают. И могут так работать полгода–год. Пока все покупатели–пациенты не уйдут от местного игрока, и он не закроется. Потом, правда, цены и у агрессора вырастают, причем заметно.

Поэтому помогли бы фиксированные наценки, но только в другой версии: фиксированные как сверху, так и снизу. Чтобы не могла аптека продавать ни дешевле, ни дороже. Вот тогда небольшие игроки смогут поднять голову.

На мой взгляд, здравым является и предложение рабочей группы дать определение аптеки, аптечной сети, аптечной ассоциации. Данный вопрос не урегулирован, а требуется четкое понимание.

Что касается проблем уже не рентабельности и конкурентной борьбы, а попросту доступности лекарств, особенно в малых населенных пунктах... Уверен, что можно было бы снять эти вопросы возвратом к выездному формату работы. Автоаптеки. Потому как дистанционная торговля не закроет этих пробелов. Никакой курьер не поедет в село 20 км по бездорожью.

А возврат к выездной торговле, когда два раза в неделю машина с необходимым набором медикаментов выезжает в село и торгует с колес (при воспроизведении обязательных с точки зрения фармпорядка условий), был бы спасением для граждан.

К сожалению, мы самая зарегулированная отрасль. Когда правила игры меняются каждый год, сложно строить долгосрочную стратегию и думать о долгосрочных инвестициях в образование персонала, в выстраивание взаимоотношений с покупателем–пациентом.

И конечно, никто не отменял огромное количество уже существующих законодательных актов, правил, порядков и положений. Дайте четкие, лаконичные правила, в которых нет вариантов интерпретации, хочется мне сказать думским законотворцам.

Алтайская Екатерина
25.09.2019
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Баннер_РЕГЛЕК
BAD2911
 CFO_RussiaBAN
INOPharma2019
бфн_НФРейтинг
Бал_фармБАН
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться