Главная // Тема

Амбициозность планов Стратегии вызывает сомнения

Существует целый ряд серьезных препятствий на пути выполнения программы импортозамещения в рамках Стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года.

Иванова Настасья
Генеральный директор Национальной дистрибьюторской компании

Во-первых, для начала реализации программы «Фарма-2020» необходимы внушительные государственные инвестиции. По оценкам авторов программы, финансирование отрасли должно составить почти 6 млрд долл. в течение 11 лет, то есть по 550 млн долл. ежегодно, причем основную часть этих расходов должно будет взять на себя государство. По логике, необходимость в госфинансах будет постепенно уменьшаться, поскольку инновационные портфели российских производителей увеличатся, а в отрасль будут привлекаться дополнительные инвестиции, в том числе со стороны частных инвесторов и венчурных фондов. Возможно, что уже к 2020 году значительная часть вложенных в проект бюджетных средств вернется. На это можно рассчитывать, поскольку по сравнению с западными аналогами по программам государственных закупок новые отечественные препараты предполагаются быть более конкурентоспособны по цене.

Во-вторых, серьезная проблема – современное состояние инфраструктуры. Cегодня в России практически полностью разрушена исследовательско-экспериментальная база, в частности, в некоторых отраслевых НИИ износ оборудования достигает 80–90%. В стране действуют порядка 650 самых различных фармацевтических производств, однако не более 10% из них полностью или частично оборудованы согласно GMP. Соответственно и изготовляемые ими лекарственные препараты не способны составить конкуренцию зарубежным. Очевиден высокий дефицит квалифицированных, высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров. Нельзя сбрасывать со счетов коррупцию и действующее законодательство: эти причины во многом являются существенным барьером на пути создания инновационной отечественной фарминдустрии. Кроме того, разработке инновационных отечественных препаратов мешает существующая в России сложная и многоступенчатая процедура регистрации новых лекарственных средств, которая длится от 3 до 5 лет.

Так что в целом реализация амбициозных целей Стратегии вызывает определенные сомнения. Кажется маловероятной сама возможность создания оригинальных российских препаратов в столь короткие сроки, даже после преодоления всех вышеназванных проблем. Конечно, при планирующемся финансировании и успешной реализации хотя бы части предлагаемых стратегией «Фарма-2020» задач ситуация в отрасли оздоровится. Однако на сегодняшний момент российскому фармрынку нечем похвастаться, кроме хорошего потенциала роста – с 2003 года он стабильно набирает по 10–12% в рублевом эквиваленте. Планирующийся объем рынка к 2020 году – 1–1,5 трлн руб.

Что касается размещения производственных площадок и приобретение лицензий, то в первую очередь размещение производств в России должно касаться перечня ТОР-30 продаваемых в стране импортных лекарств. На мой взгляд, никаких ограничений по признаку «этого впускать на рынок, а этого нет» быть не должно. Фармацевтическая отрасль – очень емкий и конкурентный рынок. Если иностранная компания, обладающая достаточными инвестициями и хорошей репутацией, принимает решение создать собственное производство в России – это, безусловно, позитивно скажется на нашей экономике и конкретно на фармотрасли. Ни для кого не секрет, что иностранные инвесторы были бы рады вкладывать средства в российский фармацевтический рынок, но их отпугивает нестабильность экономической ситуации и отсутствие прозрачности. Фармрынок по-прежнему остается одним из самых доходных и быстрорастущих секторов российской и мировой экономики.

Даже несмотря на общий экономический спад, международный фармацевтический рынок продолжает динамично развиваться: темпы его роста стабильно составляют 5–10 % ежегодно. В 2006 году российский фармрынок продемонстрировал серьезный рост в 30% и стал особенно привлекателен для иностранных инвесторов. Основным стимулом развития стала программа «Дополнительного лекарственного обеспечения» (ДЛО), в рамках которой государством осуществлялись масштабные закупки лекарств для льготных слоев населения. С тех пор рост рынка, конечно, не демонстрирует такие феноменальные темпы, но при динамике роста в 10–15% ежегодно Россия остается очень притягательной для иностранного капитала. Зарубежные инвесторы хорошо понимают, что возможности российского рынка еще очень велики, а его емкость значительна: потребление лекарств в нашей стране на душу населения в стоимостном выражении значительно ниже, чем в других странах. По данным экспертов, если рост отечественного фармацевтического рынка будет оставаться на том же уровне, к 2012 году его объем может достигнуть 20 млрд долл.

Но на рынке существуют и факторы, останавливающие потенциальных инвесторов. Среди них: несоответствие производства лекарств на отечественных предприятиях мировым стандартам качества продукции GMP; высокая доля фальсифицированной продукции, широко обращающейся на внутреннем рынке; отсутствие оригинальных российских лекарств, повсеместное производство препаратов-дженериков и практически полная зависимость от импорта. К этим проблемам в последнее время добавился и значительный рост цен на лекарства в отечественных аптеках.

Ксения Кирсанова
Cпецмероприятия
X