27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

Аптека всегда зависит от организации здравоохранения

Даже в небольших населенных пунктах сегодня можно встретить уголки, где в одном здании (или, по крайней мере, в соседних) расположены по две–три аптеки. Но как реагируют на это покупатели?

Филиппова Анастасия
Председатель Ассоциации развития фармацевтической отрасли "Аптечное дело" (Республика Хакасия)

Периодически сама работаю за первым столом и замечаю вот какую ситуацию. Когда человек ищет препарат, с наличием которого в данный момент могут быть перебои (например, из-за задержавшихся поставок), он старается сократить время на поиски. Такое стремление вполне понятно: и на работе, и в семье у всех много важных дел, которым нельзя не уделить внимание.

Однако для ускорения процесса наши посетители (независимо от возраста или профессии) зачастую используют не интернет. Они вспоминают о тех местах, где на одном «пятачке» находятся по три аптеки сразу, и приходят именно туда в надежде приобрести в каждом аптечном учреждении по чуть–чуть из списка необходимых медикаментов. Если лекарства нет в одной точке, значит, оно найдется во второй или в третьей. Такова логика современного покупателя–пациента (во всяком случае в нашем отдаленном регионе), и она часто бывает обоснованной.

В результате в конкурентных уголках человеческий поток увеличивается, и аптеки-старожилы, рядом с которыми появились вывески крупных федеральных игроков, могут даже расширять свою аудиторию.

Почему в подобных ситуациях онлайн для многих не предпочтителен? Главный аргумент против электронной коммерции – это ожидание. Возможность ждать есть далеко не всегда, ведь чаще всего лекарство нужно срочно. А сборка интернет-заказа может оказаться достаточно продолжительной, особенно если наименования не самые ходовые. И пока аптечная сеть переместит такие редкие медикаменты с того адреса, по которому они хранятся, в аптеку, максимально удобную удаленному покупателю, тоже пройдет время. Все-таки проще приехать туда, где соседствуют несколько аптечных учреждений. Так, по крайней мере, сохраняется возможность выбора: человек может сориентироваться и по наличию, и по ценам лекарственных препаратов.

«Съедят» ли небольшую аптеку крупные фармритейлеры? Покажет время. Определяющими, на мой взгляд, способны стать два взаимосвязанных фактора: расширение сферы дистанционной торговли и формирование инфраструктуры для нее. Ситуация может измениться в любой момент, и пока есть ощущение нереалистичности прогнозов о том, что около 80% лекарственного рынка займет первая десятка сетей. Возможно, в работе с онлайн-каналом индивидуальным аптекам и малым сетям помогут те маркетинговые союзы, с которыми они сотрудничают. И, скорее всего, самой удобной (а зачастую единственно возможной) для многих останется прежняя процедура приобретения лекарств. Поэтому бумажные рецепты нужно сохранить обязательно.

Есть и еще одна переменная: аптека всегда зависит от того, как будет развиваться медицина. Формально находясь вне системы здравоохранения, фактически она всегда остается одним из ее элементов. Любые изменения в организации медпомощи отражаются и на фармации.

Сельские аптеки, как мне кажется, почти при любом сценарии сохранят определенные преимущества. Крупные игроки не идут на маленькие территории, ведь доходность работы здесь очень невысока. Но для местной аптеки важнее другие плюсы, например, доверие населения. К тому же, на селе аптечное учреждение – это не просто участник рынка, а единственная гарантия лекарственного обеспечения малых населенных пунктов.

Однако и здесь есть риск формирования неблагоприятной конкурентной среды. Речь идет о передвижных аптечных пунктах. Если они вдруг заработают, их появление резко ударит по сельской аптеке – даже в ситуации, когда такая «передвижка» будет приезжать раз в неделю. И тогда стационарным аптекам останутся только экстренные случаи (когда препарат необходим пациенту срочно) плюс наименее рентабельный ассортимент.

Видите, насколько еще туманно то будущее фармации, о котором сегодня говорят так много и часто? Определить точные ориентиры сегодня сложно: впереди еще целый ряд нерешенных вопросов. Как они будут решены? И насколько быстро? Затронут ли они интересы крупных или малых форматов аптечных организаций? Сможет ли регулирование предвидеть развитие ситуации, хотя бы на несколько шагов?

Прогнозировать сложно. Жизнь покажет…

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma