Аптеки интересует "удаление" дистрибутора из "цепочки"
Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group
И логика здесь очевидна: «своя» аптечная сеть для дистрибутора является и некой диверсификацией бизнеса, и более того — так или иначе, но она является фактором, усиливающим ключевой бизнес-процесс любой коммерческой организации: сбыт.
Обратная схема гораздо менее логична: создание или покупка дистрибутора и «встраивание» его в бизнес одной конкретной аптечной сети.
Аптечная сеть еще как–то может себе позволить работать с одним дистрибутором, но полноценный дистрибуторский бизнес, ориентированный на одну аптечную сеть, — очень сомнительная схема. Ориентация дистрибутора на одну сеть и «встраивание» его в эту сеть — по сути, это уже не дистрибуция.
Здесь разумнее говорить о создании службы собственной логистики аптечной сети собственного склада аптечной сети или даже группы таковых, о создании "дистрибуционного подразделения" в аптечной сети, но не о создании полноценного дистрибутора фармацевтической продукции.
Если речь идет именно о полноценном дистрибуторе, со складскими комплексами, автопарком на десятки и сотни единиц транспорта, планами на региональную или федеральную экспансию, обслуживанием не одной аптечной сети, а гораздо более значительного количества иных розничных клиентов… Тогда это уже не "встроенный" в одну конкретную аптечную сеть дистрибутор, даже если его создателями и являются собственники какой-либо аптечной сети.
Сегодня для аптечной сети определенный интерес представляет вовсе не создание "собственного карманного дистрибутора", а "выключение, удаление" дистрибутора из определенной части товаропроводящих цепочек с помощью прямых контрактов с производителями.
Аптечные сети или даже одиночные аптеки, не обладающие ресурсами для работы с производителями напрямую, нередко видят решение проблемы в фармацевтических ассоциациях. И соответствующие тенденции мы сегодня наблюдаем, даже несмотря на неизбежные сопутствующие риски подобных схем.