Аптеки не "жируют"!
Конец 2009 г. прошел в ожидании новых законодательных актов, которые обычно приходят в последних числах декабря и лихорадят работу аптечной службы. Наверное, самый запоминающийся момент уходящего года — ожидание изменений списка ЖНВЛС. В 2009 г. аптеки работали в обычном режиме, как всегда, обслуживали население, проявляли заинтересованность в большом ассортименте, недорогих препаратах, предоставлении разнообразных услуг, но все-таки прозвучало обвинение, что «аптеки жируют». Это очень неприятно, ведь мы любим свою работу, все наши сотрудники приходят в аптеку с удовольствием, заботятся о наших посетителях, помогают им.
Попенко Татьяна Владимировна
Директор аптеки №250 «Бальзам»
Как я уже говорила, в настоящее время мы занимаемся работой над списком ЖНВЛС, уже сложилось так, что январь для нас – всегда трудное время, которое совмещено с изменением ценообразования. Сейчас мы ждем новое постановление правительства Москвы. Конечно, в начале года всегда много времени уходит на проверку документов, изменение базы компьютерной программы. Всех аптечных работников волнует вопрос, будет ли подписан документ передачи безрецептурного отпуска в гипермаркеты. Может быть, это принято на Западе, но для нашего населения неприемлемо. Для чего тогда мы учились, каждые 5 лет подтверждали свою квалификацию?
В настоящий момент сложно сказать, чего мы ждем от 2010 г., потому что не знаем, что будет происходить на фармацевтическом рынке. Смогут ли поставщики снабжать аптеки препаратами в нужном количестве? Что будет с медикаментами, не появится ли дефектура? Пока невозможно строить планы, но мы как профессионалы надеемся, что все стабилизируется.
Логинова Валентина Григорьевна
Заведующая аптекой № 5/142 ГУП «Столичные аптеки»
Нас очень порадовала акция, которая началась в 2009-м и продолжается в этом году. Она называется «Акция по специальным ценам», то есть населению предоставляются препараты с заниженной ценой! Для нас было приятным событием, что в помещении нашей аптеки поставили терминал для пополнения счета с нулевой наценкой, что также привлекает население. Я думаю, что в 2010 г. акция будет продолжена, потому что нам из головного офиса уже прислали списки лекарств. Мы рады, что проводятся мероприятия по привлечению покупателей в аптеки сети, ведь наша задача – качественное обслуживание населения, выполнение плана, увеличение товарооборота!
Воронцова Татьяна Александровна
Заведующая аптекой ОАО «Вита»
Самая животрепещущая тема сейчас – утвержденный перечень ЖНВЛС и все, что с ним связано, в первую очередь ценообразование. Я думаю, если аптечная наценка останется хотя бы порядка 20% – это нормально, но если ниже, аптекам придется туго. В 2009 г. рядом с нами открылась аптека, которая очень демпингует – и это отрицательный момент, который повлиял на нашу работу. Цены занижены примерно на 30%!
Именно в связи со сказанным настроение в начале года не назовешь приподнятым. Мне кажется, нужно ограничиться регулированием цен на ЛС, входящие в Перечень, оставляя для другой аптечной продукции свободное ценообразование, иначе многие аптечные предприятия будут закрываться.
Но все-таки планы у нас есть. В 2010 г. мы хотели бы открыть аптечный киоск, а также сдать часть своей площади в аренду. У нас очень большая аптека, а выживать становится все труднее и труднее, поэтому хотелось бы сдать помещение какому-нибудь медицинскому центру. Это будет удобно для покупателей, и для нас.
Еременко Зинаида Викторовна
Заместитель директора аптеки ООО «Грань+»
Для нас 2009 год был очень тяжелым, нестабильным. Торговая надбавка аптечных предприятий нормирована, аренда проходит на общих основаниях, поэтому год финансово был очень тяжелым, и сейчас ситуация будет аналогичной. Но я надеюсь, что 2010 год станет годом стабилизации. Отечественные производители будут улучшать качество препаратов, мне кажется, что в какой-то период будет тяжело с лекарственным обеспечением, но в итоге ситуация станет лучше. Конечно, сейчас у всех на устах обсуждение списка ЖНВЛС.
Аптеки не виноваты в повышении цен на лекарства, как это было показано в одной из телепередач. В наших планах по-прежнему остается обеспечение населения лекарственными препаратами, сейчас этот вопрос стоит более остро по сравнению с 2007-м или 2008 г. Сейчас на рынок выходит много новых ЛС. Некоторые врачи продолжают назначать препараты, которые сняты с производства, а больной приходит в аптеку и требует ответа, почему именно этот препарат ему не могут продать. Первостольнику приходится брать удар на себя.
Я думаю, что меры, принимаемые государством: борьба с фальсификацией и контрафактом, усиление фармаконадзора, вопросы безопасности ЛС, программа импортозамещения, в конечном итоге приведут к появлению на нашем рынке доступных и качественных отечественных препаратов.
Степанова Марина Анатольевна
Заведующая ЗАО «Аптека в Жулебино»
Я думаю, для всех аптек самым запоминающимся событием уходящего года стала эпидемия гриппа, к которой явно были не готовы поставщики. Об эпидемии говорили долго, но, как оказалось на деле, «крайними» оказались аптеки! Я надеюсь, что в 2010 г. фармацевтический рынок стабилизируется. Очень хотелось бы, чтобы его перестало «лихорадить», чтобы цены были постоянными, доступными для населения. Никакая аптека не заинтересована в том, чтобы ставить огромную наценку, тем более что конкуренция велика. На современном фармацевтическом рынке конкурировать могут только те, у кого низкие цены. Я считаю, что аптеку в нынешней ситуации нужно меньше тревожить, сейчас мы надеемся, что нас ждет спокойная, нормальная рабочая обстановка.
Согоян Самсон Геворкович
Генеральный директор ООО «Самсон-Фарма»
Если подводить итоги 2009 г., то могу сказать, что, несмотря на кризис, наша аптечная сеть закончила его на оптимистичной ноте. «Самсон-Фарму» знают и любят москвичи, и это особенно приятно. Наша аптека на Никольской улице, 17 стр. 1 стала победителем престижного конкурса «Платиновая унция-2008» в номинации «Аптека года» по итогам работы за год. Приятно, что коллеги по фармацевтической отрасли столь высоко оценили результаты нашей работы.
В 2010 г. фармрынок, включая и аптечный сектор, скорее всего, будет расти. Вероятно снижение доходности. В связи с государственными программами по импортозамещению и утверждению нового перечня ЖНВЛС, бесспорно, увеличится доля продаж отечественных препаратов.
Если говорить непосредственно о нашей сети, то мы планируем ее дальнейшее развитие, т.е. открытие в этом году еще нескольких аптек в Москве. И еще одной важнейшей задачей, которую мы перед собой ставим, является повышение уровня обслуживания покупателей. Каждый, кто обращается в аптеки «Самсон-Фарма», должен иметь возможность не только купить лекарства по минимальным ценам в городе, но и получить качественное профессиональное обслуживание, чтобы у него было желание снова сделать выбор в пользу именно нашей аптеки.
Лаврова Ирина
Директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью ЗАО «УК «Аптечная сеть 36,6»
Аптечная сеть «36,6» продолжит воплощать в жизнь стратегию, направленную на прибыльный рост, которой компания следует на протяжении 1,5 лет. Она подразумевает сохранение и укрепление лидирующих позиций на рынке, повышение эффективности и выход на положительную чистую прибыль по результатам года. Основные изменения коснутся управления розницей и уменьшения влияния централизованного управления. Основные акценты будут сделаны на развитие взаимовыгодных партнерских отношений с поставщиками, управление ценообразованием и ассортиментом. Эффективность будет улучшаться за счет закупки только востребованного рынком товара в конкретном регионе и конкретной аптеке, управления площадями и полко-метрами. Больше внимания будет уделяться грамотному и эффективному мерчандайзингу.
Мы продолжим совершенствовать нашу кадровую политику, создавая максимально комфортные условия для сотрудников, мотивируя их на результат. Будем продолжать улучшать нашу систему обучения персонала, активно сотрудничая с вузами.
В 2010 г. продолжится расширение производства и продажи товаров под собственной торговой маркой, т.к. они пользуются неизменным спросом у наших покупателей благодаря грамотному сочетанию цена – качество. На прилавках наших аптек будут появляться новые линейки товаров под брендом «36,6». Так, например, в конце декабря впервые на российском фармацевтическом рынке была запущена линейка детского питания под СТМ, состоящая из 6 продуктов. Данные продукты были разработаны специально для родителей, которые беспокоятся о здоровье своих малышей, предпочитая покупать натуральную высококачественную продукцию в аптеках. Отличительными чертами детского питания под торговой маркой «36,6» являются: строжайший контроль качества на каждом этапе процесса производства и отсутствие консервантов и красителей, безопасность и гипоаллергенность, а также удобная упаковка. Все продукты детского питания «36,6» прошли экспертизу в институте питания РАМН, госрегистрацию в Роспотребнадзоре, и сертифицированы в системе ГОСТ Р, поэтому они абсолютно безопасны для детей. Уже по предварительным результатам продаж в декабре 2009-го – январе 2010 г. мясное и овощное пюре «36,6» опережает суммарные продажи аналогичных позиций двух крупнейших брендов («Гербер», «Нестле»).
В конце января аптечная сеть «36,6» и компания «СИА Интернейшнл ЛТД» укрепили свои партнерские отношения, это выразилось в приобретении последней 25% акций ОАО «Аптечная сеть 36,6», что позволяет нам быть уверенным в том, что такое партнерство создаст дополнительные возможности для дальнейшего развития фармрынка. Генеральный директор сети Артем Бектемиров отметил: «Я уверен в том, что та синергия, которая возникнет в результате объединения возможностей лидирующей розничной фармацевтической сети и крупнейшего российского дистрибьютора в области лекарственных средств, позволит нам сделать новый шаг на пути реализации стратегической цели – прибыльного роста компании».
Кошелева Светлана Викторовна
Генеральный директор АС «Доктор Столетов» ЗАО «Эркафарм»
Несмотря на то, что рынок переживал кризис, и мы были в 2009 г. вынуждены закрыть большое количество аптек, аптечная сеть «Доктор Столетов» сохранила продажи и даже показала прирост. В конце прошлого года мы завершили сделку по приобретению ведущего игрока таганрогского рынка фармацевтической розницы «Вита Бай+». Сеть, по товарообороту занимающая лидирующие позиции на рынке Таганрога, представлена девятью аптеками с закрытой формой торговли, которые после сделки компании вошли в структуру бизнес-единицы «Доктор Столетов-Юг».
Еще одним важным событием уходящего года стало введение дополнительных услуг для наших покупателей: в ряде московских аптек нашей сети появились первые «Центры здоровья и красоты кожи».
Я бы не стала давать каких-то прогнозов на 2010 г. Скажу лишь, что уже в начале года для всей российской фармацевтической отрасли произошел ряд важных событий: вступила в силу система обязательной регистрации цен на лекарства, утвержден новый перечень ЖНВЛС, был принят закон о торговле. Пока что рано делать выводы и анализировать изменения на рынке, но в том, что они произойдут – сомнений нет.
Что касается внутренней стратегии, то в наступившем году мы будем активно заниматься выстраиванием единой вертикали управления всеми бизнес-единицами компании в регионах, направленной на автоматизацию ключевых бизнес-процессов. Также мы будем и дальше укреплять наши позиции на рынке за счет продвижения широкого ассортимента, дополнительных услуг и работы с персоналом аптек. В самом ближайшем будущем планируется открыть в некоторых аптеках отделы с расширенным ассортиментом для детей. Кроме того, совсем скоро будет запущен новый сайт компании, который станет еще более удобен и полезен для наших покупателей.
Компания «Доктор Столетов» открыта для различных коммерческих предложений. Нам очень интересно развитие сети в еще неохваченных регионах и в крупных городах-миллионниках, поэтому мы постоянно рассматриваем различные предложения и ведем переговоры с участниками рынка.