08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Аптеки в новом формате: как изменились виды конкуренции?

Пандемия 2020-го стала серьезным драйвером для оптимизации процессов и разработки способов функционирования аптечной сети в новых, незнакомых условиях.

Шапаренко Юрий
ИТ–директор аптечной сети "Вита Плюс"

Изменения в основном касались логистики и скорости получения продукции от поставщиков. Одновременно с ковидом к нам пришла маркировка, и это усложнило задачу еще сильнее.

Ситуацию облегчило то, что наш офис оказался готовым существовать на "удаленке". Поэтому имелся доступ ко всем необходимым ресурсам компании. Основной удар приняла на себя логистика. Тут и сотрудники склада, которые болели и не имели возможности выйти на работу, и водители, и обслуживающие транспорт организации. Закрытые границы городов создавали дополнительную организационную нагрузку на аптечную сеть в целом и на ее сотрудников.

Управление запасами и работа с дистрибуторами в то время стали очень сложным инструментом. Но мы справились.

Органический рост компании продолжается и сегодня. Мы стремимся постоянно расширять наше присутствие и поддерживать узнаваемость наших брендов. Аптеки "Вита Плюс", "ГорЗдрав" и "Первая аптека" работают уже более пятнадцати лет…

Насчет новых форматов конкуренции на фармрынке (в том числе со стороны непрофильных компаний) хотел бы сказать следующее. Супермаркеты, которые продают биодобавки — это, может быть, и удобно, но вряд ли качественно. Со временем (и, возможно, достаточно быстро) покупатели-пациенты все равно вернутся или в классическую аптеку, или в онлайн–формат.  Если предприятие действует в сфере здоровья (а аптека фактически принадлежит именно этой области), уровень его компетенций и возможностей будет значительно выше, чем у продавцов пищевых продуктов и изделий из пластика.

Что касается "электронных супермаркетов" — маркетплейсов, то почти со стопроцентной вероятностью следует предположить: они станут территорией крупнейших фармдистрибуторов. Девять из десяти товаров, реализуемых на таких онлайн-площадках, будут отправляться "первой пятеркой" компаний–поставщиков. Ведь их склады расположены во всех крупных регионах нашей страны. Такое логистическое плечо дает возможность доставить необходимую продукцию уже завтра почти во все города, расположенные не далее шестисот километров от складских комплексов. Этот вариант максимально удобен всем участникам взаимодействия с маркетплейсом.

Для аптечной сети же, как и для покупателя–пациента, комфортным будет другой формат — собственный интернет-портал. Когда человек ищет лекарство (онлайн или в классической аптеке), ему нужно получить его максимально быстро. А чем проще схема доставки, тем меньше времени она требует (при этом отметил бы, что полностью отказываться от сотрудничества с маркетплейсами мы точно не планируем).

Собственный сайт дает аптечной сети еще одну ценнейшую возможность — работать в формате бронирования. Данное направление сейчас особенно востребовано: у нас, в частности, ежемесячно растет и число новых заказов, и количество постоянных покупателей.

А вот аптечные агрегаторы, которые также предлагают возможности забронировать нужное лекарство в удобной аптеке, развиты далеко не во всех регионах. К примеру, у нас в Ставропольском крае на таких сервисах можно увидеть в основном федеральные аптечные сети, а вот менее крупные, локального масштаба компании зачастую не задействованы. Они развивают свои онлайн-страницы и свои системы бронирования препаратов. Такой подход кажется более затратным, однако действительной его причиной служит комиссия, выплачиваемая аптекой агрегатору, в том числе и за те заказы, которые в итоге не были выкуплены.

Среди других форматов, так или иначе объединяющих аптеки, хотел бы отметить маркетинговые союзы. Они присутствуют на национальном фармрынке уже долгое время, и порой кажется, что они были всегда. Подобные объединения стали одной из основ работы современных аптечных организаций, поскольку они дают серьезные возможности развития. Здесь и доступ к новым ассортиментным позициям, и снижение "входящей" (закупочной) стоимости лекарств и парафармацевтики, и различные акции для покупателей. Если данные инструменты применять с умом, с экономической точки зрения они получатся достаточно интересными для аптеки.

Существующие форматы конкуренции и виды объединений аптечных организаций во многом обусловлены обстановкой в отрасли в целом. Здесь хотел бы отметить три момента:

  • крайне малое количество производственных аптек — а точнее, их практическое отсутствие;
  • значительное количество ограничений для фармации, безусловно, необходимое в силу ее особой социальной значимости, но не сбалансированное какими–либо льготами и преференциями для аптек и их сотрудников;
  • и кадровый вопрос, во многом взаимосвязанный с первыми двумя. В сегодняшних условиях в аптеки приходит совсем немного "свежих сил".