14.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
14.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Аптеки вынуждены соглашаться на все условия дистрибуторов

Мы первый раз в такой ситуации. Аптеки фиксируют небывалый ажиотажный спрос, который неизбежно приводит к дефициту по тем или иным позициям.

Преснякова Виктория
Директор СРО "Ассоциация независимых аптек", глава Альянса фармацевтических ассоциаций

За последнее время спрос увеличился кратно. Популярностью у покупателей–пациентов пользуются импортные препараты, потому что в обществе существует миф "иностранные товары — хорошие, а иностранные и дорогие — еще лучше". Это заблуждение передается из поколения в поколение. Приобретая импортный препарат, многие даже не предполагают, что он произведен в России на локализованном производстве.

В целом доля импортных лекарств в упаковках составляет около 35%, отечественных — порядка 65%. А в денежном выражении цифры прямо противоположны, россияне до всплеска продаж тратили до 70% своих средств на иностранные лекарства. Сегодня расходы на лекарства стали в два раза больше, чем до санкций. Люди закупают годовые запасы медикаментов, треть из которых в будущем будут выброшены.  Как сообщают аналитики DSM Group, с 24 февраля по 6 марта рынок в денежном выражении вырос вдвое. Самым большим был объем реализации на неделе с 7 по 13 марта.

Фармацевты стараются снизить степень напряженности, объясняют покупателям-пациентам, что лекарство — это не сахар, у них есть особенности хранения и ограниченный срок годности. Из-за такого спроса товаропроводящая цепочка начала работать со сбоями. Логистика изменилась. Вместо авиатранспорта теперь все доставляют наземным способом или морем. Ассортимент есть в наличии, но пока он в пути. Чтобы отладить механизмы в логистических цепочках, нужно время.

О проблемах в отгрузках и росте наценок у дистрибуторов аптеки заявляли не раз. В среднем за первую неделю марта рост цен составил 4%. Какие–то препараты подорожали меньше, какие–то больше. Это достаточно много. К примеру, за 2021-й рост составил 3%.

Однако некоторые аптечные сети афишируют иные цифры. Так, Александр Монастырев провел анализ цен в период с 21 по 28 февраля и на одной из отраслевых конференций сообщил такие данные: в компании "Катрен" цены на зарубежные наименования выросли на 42%, а на отечественные — на 70%. В компании "Протек" зарубежные позиции поднялись в цене на 18,5%, а отечественные — на 17%, в "Пульсе" зарубежный ассортимент подорожал на 7%, а отечественный — на 3,5%.

Ажиотажный спрос привел к тому, что аптечные сети стали закупать товар по предоплате или с меньшим сроком отсрочки платежей. Они соглашаются на все условия дистрибуторов и производителей, чтобы не допустить дефицита по тем или иным позициям. Поставщики не справляются с текущим объемом запросов от аптек, поэтому график отгрузок серьезно изменился.

В течение одного рабочего дня одни и те же препараты привозят в аптеку разные поставщики. Вот только цены у них отличаются. Поэтому аптечные специалисты вынуждены проводить переоценку постоянно — в режиме "нон–стоп".

Экспертное сообщество обвиняет аптеки в повышении цен, но аптечная наценка не изменилась. Отрасль зависит от курса доллара и евро. За импортные препараты поставщикам необходимо рассчитываться в валюте. Российские фармкомпании приобретают за рубежом не только АФИ, но и упаковку, химреактивы и многое другое.

Сейчас государству и отрасли нужно решить острые вопросы лекарственной доступности: с одной стороны, не оставить пациента без необходимых медикаментов, а с другой — сделать так, чтобы человек был в состоянии их приобрести. Высокий спрос на лекарства продлится до апреля, а май станет самым сложным месяцем для аптечных организаций. Все будут принимать приобретенные сейчас препараты.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг