Ажиотаж, как и профиты, закончится
Коронавирус "простимулировал" принятие целого ряда решений, которые годами "пылились" по разным ведомствам. И это, безусловно, хорошо.
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Пока принят только рамочный документ, который принципиально разрешает продажу ОТС-препаратов (и рецептурных средств во время ЧС и эпидемий). При этом порядок должен быть утвержден подзаконными актами. А их еще нет, и фактически говорить пока не о чем. От реальной возможности массового развития онлайн-продажи лекарств мы сейчас почти так же далеки, как до принятия документа.
При этом неясно, почему речь не идет о возможностях продажи рецептурных препаратов в долгосрочной перспективе? Инвестировать в развитие инфраструктуры онлайн–продавцы должны сейчас, а доходы получать смогут после 2022 г.? Такое решение выглядит сомнительно…
Возможность дистанционного заказа и получения лекарств должна быть доступной для всех граждан России. Ограничения могут касаться только отдельных категорий препаратов: наркотических, психотропных и т.д. Да и те можно было бы доставлять адресно, при налаживании системы электронных рецептов, но здесь могут возникнуть вопросы к лицензированию деятельности курьеров. И к их безопасности. Во всех остальных случаях запретов и ограничений быть не должно, кроме обязательного наличия лицензии на фармацевтическую деятельность.
Поскольку речь должна идти о возможности дистанционной продажи препаратов только организациями с фармацевтической лицензией, то и меры контроля должны быть точно такими же, какими они являются сейчас для традиционных офлайн–аптек.
Требования к фармацевтическому образованию у курьеров — абсолютно бредовая затея. Такое ощущение, что ее придумали исключительно для того, чтобы затормозить принятие документа и старт реальной онлайн продажи лекарств. Ведь таким курьером–неспециалистом постоянно выступает каждый потребитель, когда возвращается домой из аптеки с покупкой. А дома еще и хранит купленный препарат — и именно на нем, пациенте, лежит ответственность за его сохранность. И вроде как все с этой ответственностью справляются.
Что касается личных или персональных данных покупателя–пациента, здесь важно соблюдение соответствующего федерального закона. И главная задача — обеспечить его выполнение при использовании онлайн-аптек. Вся правовая база давно создана. Нужно гарантировать ее соблюдение.
Изменит ли дистанционный способ отпуска лекарств расстановку сил на фармацевтическом рынке?
Безусловно, изменит. Причем далеко не факт, что текущие лидеры окажутся в авангарде. Крупные сети получают уникальный исторический шанс открыть еще один канал привлечения трафика. Этой возможности они были лишены долгое время. К тому же, учитывая режим самоизоляции, спрос на разного рода дистанционные сервисы (в т.ч. возможность заказа с доставкой на дом) вырос кратно. И вырос настолько, что большинство онлайн-ритейлеров уже не справляются с потоком заказов. Понятно, что волна ажиотажа рано или поздно сойдет на нет, как завершится и сам режим самоизоляции. Однако спрос на дистанционные сервисы сохранится на достаточно высоком уровне.
Потребительская розница принудительно трансформировалась. И если аптеки не сделают решительный шаг, они потеряют заметную долю трафика. Покупатель–пациент уйдет в те онлайн-каналы, которые этот сервис способен предложить. Здесь не идет речь о том, что офлайн–формат умрет как класс. Нет. Просто роль онлайна резко повысится.
Подчеркну, если аптеки не смогут организовать (самостоятельно или на базе партнерских организаций) онлайн–торговлю лекарствами, они объективно потеряют трафик, и чем больше времени они не будут в состоянии это делать, тем о больших потерях будет идти речь. Человеку необходима возможность выбора, и, естественно, он уйдет туда, где ему смогут ее предоставить.
Коронавирус вызвал сразу несколько волн ажиотажного спроса:
- сначала на маски и противовирусные препараты;
- потом на парацетамол;
- затем на противомалярийные средства;
- и, наконец, на лекарства массового спроса для домашних аптечек на период самоизоляции. В некоторых случаях речь идет о кратном увеличении относительно стандартных сезонных показателей. Думаю, если ситуация с самоизоляцией затянется, можно предполагать рост спроса на такие группы препаратов, как антидепрессанты, успокоительные препараты и т.д.
Но ажиотаж скоро закончится. Покупатели–пациенты начнут расходовать сделанные запасы, а покупательная способность упадет. Доходы населения и до кризиса фактически не росли. Но сейчас они начнут падать. Ведь работа огромного количества предприятий просто стоит!
В целом ряде отраслей нас ждет массовое банкротство (ресторанный бизнес, сфера обслуживания и т.д.), а значит рост безработицы и падение доходов населения. Вторая половина года, скорее всего, будет характеризоваться падением продаж и в отношении "большой розницы", и в отношении аптек. И оно обещает нивелировать все "профиты", полученные фармацевтическим ритейлом в первые месяцы 2020–го.
Что сказать в данном контексте о доступности лекарств?
Вопрос онлайн–продажи рецептурных препаратов важен еще и потому, что позволяет отработать на практике ряд организационных моментов лекарственного страхования. Если бы оно было запущено — это действительно решило бы массу проблем с доступностью лекарственного обеспечения. Но даже без запуска этой системы онлайн способен не просто улучшить физическую доступность лекарств, но и стимулировать развитие конкуренции на фармацевтическом рынке, а значит и сделать лекарства доступнее.