21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Чтобы развивать фарму, важно поддерживать науку

Как менялся ассортимент в 2020 году? Процесс был полностью продиктован пандемией. Некоторые категории просто были "не в фокусе" у покупателя, и сложно было обратить на них его внимание.

Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" (Тверская обл.)

Очень обширными в плане спроса стали противовирусные средства — причем все — и антибиотики. При этом остальные группы препаратов сильно "сужались" и уходили даже не на второй, а на дальний план. Особенно это коснулось препаратов рецептурных (из-за ограничений, связанных с доступностью плановой медицинской помощи).

Все лекарства, которые воспринимались как способные помочь при новой инфекции, уходили в дефектуру... А еще минувший год нам подарил маркировку с ее существенными издержками. Поэтому цена на препараты пошла вверх, и многие производства были вынуждены прекратить выпуск отдельных торговых наименований лекарственных средств, а некоторые - свое существование. Прибавилась и перерегистрация цен на препараты перечня ЖНВЛП, которая зачастую не оставляла доходности при производстве… И такие препараты тоже исчезли.

А подорожало почти все — это закономерный процесс.

Мы выходим из ситуации достаточно просто. Пока другие сети искусственно завышали цены, дабы не получить кассовый разрыв при подорожании, да еще и создавали оверстоки по завышенным ценам, мы стали заказывать еще чаще (есть такой термин "торговать с колес"), чтобы оборачиваемость была максимально корректной и быстрой. При этом мы сосредоточились на создании оверстоков (запасов) тех конкретных наименований, по которым движение не остановится.
Условия нашего сотрудничества с производителями, тем не менее, сильно не изменились. Мы вели плановую работу по наращиванию доли прямых поставок: дистрибуторы своими действиями доказывали не раз, что тактика "разделения корзины" является правильной. Прямые поставки позволяют более гибко планировать ценовое предложение на долгий срок, без волатильности цен у поставщиков и дефектуры.

Как решаем вопрос с дженериками? Они есть, и их много. Ассортимент по МНН в нашей сети формируем следующим образом: бренд–лидер, УСТМ, качественный аналог с хорошего завода. Предпочтение всегда отдаем высококачественным продуктам с ценами, соответствующими рынку.

Отечественный производитель, на мой взгляд, занимает уже более 60% доли в обороте лекарств в коммерческом секторе. Наши фармпредприятия — большие молодцы. Они смогли развернуть настоящие современные производства, и, несмотря на все сложности, развивают нашу промышленность. Конечно, хотелось бы, чтобы появлялись и оригинальные препараты; пока что, в большинстве случаев, мы видим дженерики. Но это тоже важная часть восстановления отрасли.

С инновационными препаратами действительно все сложно. Связано это с устаревшей научной базой и оттоком умов за границу. Здесь важно не "закручивать гайки", а создавать специалистам комфортные условия для жизни и профессиональной деятельности. Развитие науки очень важно, как бы его ни недооценивали.

Специализированные
мероприятия