04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

"Дистрибутор–машина": несколько слов о саморегулировании

Вопрос, "возможно ли саморегулирование в фармацевтическом секторе", возникает довольно часто. Полагаю, что компании–производители, дистрибуторы и аптеки должны адекватно подстраиваться под регламентирующие правила и законы, установленные государством и органами здравоохранения. В этом смысле регулирование или изменения должны в большей степени находиться внутри самих организаций. Деятельность профессиональных ассоциаций заметна и важна. Но, на мой взгляд, она пока не достигла должного уровня.

Бойко Илларион
Директор по коммерции и логистике Takeda Russia

Взаимные цели и желания государственных органов и профессиональных ассоциаций, их взаимодействие и взаимодополнение — тот путь, который позволит с разных точек зрения увидеть существующие в здравоохранении проблемы и найти пути их решения с учетом интересов всех сторон, в т.ч. с учетом интересов пациентов. Фармацевтические ассоциации должны быть более активно вовлечены в разработку законов, подзаконных актов, других ответственных решений — с правом не только совещательного, но и решающего голоса. Движение в этом направлении уже идет. Однако вовлечение профессионального сообщества в процесс регулирования должно быть более динамичным.

Иногда спрашивают: может быть, есть смысл создать новую ассоциацию с нуля? Мне кажется, разумнее придать силу существующим организациям и процессам.

Тема саморегуляции фармацевтического сектора и различных его компонентов созвучна с еще несколькими серьезными темами: изменений и инноваций, процессов и технологий, «жестких» и «гибких» процедур, используемых сейчас и имеющих перспективы развития в будущем. От того, как будет выстроено взаимодействие участников фармсообщества, зависят и принципы его саморегулирования. Очень важно понимать, что в сегодняшних условиях окажет большее влияние на отрасль: технология или человеческий фактор, математический расчет, моделирование или профессиональный индивидуальный подход.

Хочу подчеркнуть, что все, о чем пойдет речь ниже, не касается той или иной компании-производителя, а описывает общие тенденции, наметившиеся в последнее время.

Один из французских философов, Ж.О. Ламетри, в XVIII в. написал скандальное произведение под названием "Человек–машина". Он писал, что «человеческое тело — это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения и развития». Продолжая эту аллегорию, мы можем сказать, что дистрибутор–машина может и должен оказаться более эффективным, чем традиционный дистрибутор, и по этой причине упорядочит многие процессы на фармацевтическом рынке. Математический компьютерно–выстроенный подход в ценообразовании, сборке и отпуске, минимизация человеческого фактора и связанное с этим снижение затрат обеспечат в будущем качественно значимое конкурентное преимущество "дистрибутора–машины".

Вероятность ошибок в технологической конкуренции, как правило, меньше, чем когда на технологию влияют представление, профессионализм и личная точка зрения сотрудников, менеджеров.

"Саморегулирование" на самих предприятиях и в фармацевтической индустрии, и в других направлениях коммерческой деятельности, всегда ориентировано на максимальный результат, лучшее качество, низкие издержки и быстроту процесса. Например, электронный документооборот между производителем и дистрибутором давно используется лидирующими партнерами, и с большим опозданием становится востребованным другими игроками фармрынка.

Технологически выстроенное управление процессами «дистрибутора-машины» позволяет практически мгновенно вносить нужные корректировки и изменения. В частности, при управлении ценой отпуска товаров важно иметь возможность таких настроек при игре на большом количестве электронных площадок. Важен и учет индивидуального портфеля конкретного клиента, его предпочтений, специфики.

Если говорить о больших мультинациональных компаниях–производителях, работающих в России, то необходимость стандартизированных операционных процедур (независимо от того, есть ли в российской фармотрасли саморегулируемые организации) приобретает не желательное, а обязательное значение. Ведь результаты продаж важны не сами по себе, а как сочетание и последовательность правильно выстроенных действий, информационных процессов, их оценки и корректировки на центральном и региональных уровнях. Юридическая и комплаентная составляющая порой приводят к отказу от спорных активностей, с фокусом на качество, надежность, высокие этические стандарты. Предсказуемость, возможность получения обратной связи, быстрая реактивность — вот сильные стороны саморегулируемого процесса, который в сегодняшних условиях действительно необходим фармацевтическим компаниям.

В тех случаях, когда менеджеры, сотрудники, руководители маркетинга, коммерции и логистики одинаково ясно и отчетливо координируют и сочетают свои действия, достигается синергический эффект саморегулирования. Напомню, речь идет о саморегулировании внутри самих организаций.

Подчеркну еще раз, государственное регулирование должно приводить к соответствующим адаптационным процессам всех игроков фармрынка. Тут не может быть двух мнений. Что касается саморегулирования на предприятиях, то оно может быть направлено как на внутренние процессы и процедуры, так и на взаимоотношения компаний с внешними контрагентами, партнерами, профессиональными организациями.