Для большинства пациентов важна цена
Жовнерчук Любовь
Заведующая аптекой ООО "Первый мед" (г. Красногорск)
И, приходя в аптеку, пациент в основном находится уже в том состоянии, когда совсем нет сил терпеть. Когда случай уже запущенный. И просит такой посетитель не очень дорогое и эффективное лекарственное средство.
В таких жизненных ситуациях речь о дорогом лекарстве идти не может. Хотя приходят и те, кто не хочет брать дешевые препараты, мотивируя свои предпочтения так: дешевое не может быть хорошим. Да и правда, если посмотреть на некоторые медикаменты, которые стоят около 10 руб. за 20 таблеток и при этом имеют красивые упаковки, возникает мысль: а что внутри? Если даже коробка по себестоимости выше той цены, по которой предложено пациенту само лекарственное средство.
Пытаясь применять правило Надлежащей аптечной практики и сообщая посетителям о дженериках, чаще всего выслушиваем негатив. Пациент говорит: «Хотите «втюхать» дорогое». Или: «А вы-то сами купили бы себе такое дорогое, когда в кошельке денег нет?» Есть люди, которые приходят к нам в аптеку постоянно – они иногда прислушиваются к профессиональному мнению провизора или фармацевта.
Что касается выписки рецептов по МНН… Проблема в том, что рецепты в большинстве своем как не выписывались, так и не выписываются. На конференциях с участием врачей мы часто слышим: практики выписывания рецептов нет с тех пор, как не стало СССР. Медицинским документом остается история болезни или амбулаторная карта. То, с чем приходит в аптеку пациент, в лучшем случае выписка с назначением на листке формата А4.
Для проверяющих, которые осуществляют контроль над фармацевтической деятельностью, напротив, единственный документ – рецепт.
Этика выписывания рецептов у нас, к сожалению, отсутствует. Поэтому норма о выписке по МНН на аптеку не повлияла.
Что касается особенностей фармацевтической консультации: для большинства пациентов важна цена, т.к. финансовая сторона лечения бьет по карману очень сильно. Для кого-то – качество и более-менее доступная цена. Такие посетители хоть иногда спросят о побочных эффектах и правилах приема, о том, чем отличается один препарат от другого того же МНН… Остальные вынуждены ориентироваться на цену. Очень редкий клиент в аптеке не обратит внимания на нее. Поэтому к каждому – определенный подход. Тут мы, фармацевты и провизоры, выступаем в роли психолога.
Если врач порекомендовал дорогое лекарство, то пациент просит самое дешевое «такое же», того же МНН, и уходит. А иногда просит: «В упаковке 20 таблеток, мой курс – 12, отрежьте мне, пожалуйста, 12». В маленьких населенных пунктах это стало обычной практикой.
Дженериков может быть хоть сто. В некоторых МНН число препаратов близко к этой цифре. Но количество не означает качества. К сожалению, в льготном отпуске часто встречается ситуация: больной получает тот лекарственный препарат, который выбран для государственной закупки. А препарат, например, кардиологический. Через два дня человеку становится хуже, и он приходит в аптеку и за собственные деньги покупает то лекарство этого же МНН, которое знает. Его самочувствие начинает приходить в норму. Но что будет, если человек вынужден терпеть до последнего?