24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Доминирование обязывает не злоупотреблять своим положением

Положение хозяйствующего субъекта определяется исходя из его доли на товарном рынке, которая, в свою очередь, определяется в ходе анализа состояния конкуренции, в т.ч. посредством установления продуктовых и географических границ.

Пресс–служба Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России)

При установлении продуктовых границ определяется взаимозаменяемость товаров, которые обращаются на одном и том же товарном рынке. В качестве географических границ в каждом конкретном случае рассматривается определенная территория, где покупатели приобретают или могут приобрести товар, при этом не имеют такой возможности за ее пределами.

То есть само по себе увеличение количества аптек в составе сетей не говорит о монополизации рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Согласно положениям Закона о защите конкуренции, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35%. Также не может быть признано доминирующим положение хозсубъекта и в случае, если его учредителем являются одно или несколько физических лиц, а выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 млн руб.

Следует отметить, что даже если в отношении какого-то хозсубъекта устанавливается доминирующее положение в определенных географических границах на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, то само по себе это не является нарушением антимонопольного законодательства. Между тем, доминирование обязывает хозяйствующие субъекты не злоупотреблять своим положением.

Запреты на злоупотребление хозсубъектом доминирующим положением предусмотрены ст. 10 Закона о защите конкуренции. В частности, к ним относятся установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, создание дискриминационных условий, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками).

В случае выявления фактов злоупотребления доминирующим положением ФАС России принимает к таким хозяйствующим субъектам меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Специализированные
мероприятия