Доступность лекарств не повысится, а вот хаоса прибавится
Что проще для пациента, если речь идет о времени: дождаться курьера или самому купить лекарство?
Увы, чаще второе.
Руцкой Дмитрий
Генеральный директор УК "Аптечные традиции"
Если же человек болеет и не может выйти из дома, стоит задаться другим вопросом: может быть, курьер неуязвим и никогда не чувствует себя плохо?
Сотрудник, доставляющий заказы на дом, тоже рискует оказаться разносчиком инфекции. В Италии, к примеру, значительную роль в распространении коронавируса сыграли врачи, у которых не оказалось необходимых средств защиты. Так стоит ли надеяться, что курьеры будут ездить по домам больных людей в масках и защитных костюмах?
Оперативное разрешение на дистанционную торговлю (с целью повысить доступность лекарств для пациентов в самоизоляции), к сожалению, навряд ли поможет решить поставленную задачу в текущей ситуации. Скорее наоборот.
Если человек болеет или контактировал с заболевшими, то курьер, который привезет к нему лекарство, с большой вероятностью "подхватит" инфекцию и "доставит" эту инфекцию туда, где ее раньше не было.
Страшно, когда субъектами фармацевтической деятельности становятся непрофессионалы. Люди, абсолютно далекие от понимания того, что такое лекарство.
На мой взгляд, попытки реализации безрецептурных лекарств не принесли маркетплейсам особого финансового эффекта. Однако, с точки зрения таких компаний, должна быть разрешена дистанционная торговля в т.ч. и рецептурными препаратами (и не только в экстренных ситуациях). Но у нас еще нет действующих сервисов, которые позволяют работать с рецептами. Каким образом тогда будет осуществляться дистанционный отпуск рецептурных средств?
Сегодняшний подход (даже в его "безрецептурном" варианте) навряд ли приведет к чему–то хорошему. С самолечением и так есть проблемы. А из–за стремительного внедрения дистанционной торговли мы рискуем увидеть очень много непонятных смертей среди населения. Даже в случае с респираторными инфекциями ошибка в выборе жаропонижающего может стоить жизни. Но объяснить это пациенту сможет только человек со специальным образованием.
Если же аптеки у дома заменят курьеры, не понимающие, что такое лекарство, то кто окажет людям квалифицированную помощь?
Доступности сегодняшний подход не повысит, а вот хаоса добавит. В большинстве населенных пунктов нет проблемы с доступностью лекарств в ее первоначальном физическом смысле. Сложности существуют с ценами на лекарственные препараты (не каждый пациент может позволить себе их приобрести). И с качеством фармацевтической помощи (сегодня имеет место сильнейший кадровый голод). А вот плотность аптечной сети во многих городах такова, что аптеки есть почти в каждом доме.
Есть серьезные опасения, что с дистанционной торговлей будет так же, как сейчас происходит с масками. И, повторюсь, на лекарственном рынке наступит хаос. В прямом смысле этого слова. Решение есть, но как оно будет выполняться, никто не знает.
Как будет контролироваться процесс? Кто будет нести ответственность? И каким образом?
Увы, ответа нет. Сомнительны и возможности пациента проверить подлинность доставленного ему лекарства.
Дистанционная торговля не убьет классическую аптеку (хотя число аптек может уменьшиться). Пусть вопрос о рецептурных препаратах — скорее дело времени, но спрос на них навряд ли будет тем, на который может рассчитывать крупный интернет–магазин.
Если же доставка будет обязательной для аптек — что ж, исполним новое правило и займемся этим сервисом. Он, по крайней мере, будет профессиональным и гарантирует пациенту необходимую фармацевтическую помощь. Однако экономического смысла в дистанционном отпуске не будет.
И, возможно, возникнут ситуации, когда придется закрывать ставшие нерентабельными аптеки. Реальность и экономика обычно вносят свои коррективы.