24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Если аптека не выживет, в экономике наступит катастрофа

Появление дистрибуторской лицензии у почтового оператора оцениваю крайне отрицательно. Так же, как и появление массовой электронной коммерции (т.е. маркетплейсов) в сфере лекарственного обращения.

Яговдик Дмитрий
Председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области

Есть большие сомнения по поводу правильности, да и возможности выполнения такими компаниями всех требований, предъявляемых к работе с лекарственными препаратами. Непрофильному предприятию выполнить эти правила крайне затруднительно. А если что, для гигантов рынка это будет просто очередной проект. Не получится — закроют, ведь вопрос о денежных средствах стоит не так уж остро. А если закроются маленькие единичные аптечные предприятия… Это крайне негативный сценарий.

Конечно, с приходом почтового оператора в сегменте дистрибуции серьезные перемены маловероятны. На мой взгляд, предприятия государственного уровня вряд ли должны заниматься бизнесом. У них другие задачи и функции, значительно больше ресурсов, чем у "средней" аптеки или аптечной сети.

Выдержит ли классическая аптека экспансию со стороны почтовой компании и маркетплейсов?

Здесь вопрос скорее к регуляторам. Если они допустят обратное — аптека не выживет, и в экономике произойдет катастрофа. И произойдет гибель классической модели фармацевтики.

Мне кажется, такой ошибки, способной повлиять на существование розницы фармрынка в глобальном масштабе, допускать нельзя. Ничего хорошего для пациента в части доступности и качества оказания фармацевтической помощи (именно помощи, а не услуги!) не произойдет.

Чтобы сохранить классическую аптеку и классического фармацевтического дистрибьютора, важно ограничить деятельность маркетплейсов. А также ограничить участие в фармотрасли таких гигантов, как крупнейшие банки или почтовый оператор.

Стоит обратить внимание и на уже существующие проблемы взаимодействия на участке "дистрибутор — аптека". В процессе нашей более чем десятилетней работы сильнее всего проявлялась одна многолетняя тенденция: оптовые компании навязывают аптечным организациям правила игры. Их можно охарактеризовать одной фразой: "в одни ворота". И это не наши ворота. С учетом такой политики делать продуктивные шаги со стороны аптеки едва ли уместно и не имеет смысла. Ведь для большинства дистрибуторов аптечное учреждение, к сожалению, — просто клиент, условия работы с которым уже определены заранее. Но должно ли сотрудничество проходить в одностороннем формате?

Увы, в сегодняшней ситуации единственный способ смягчить неравенство — это участие в маркетинговом союзе, который помогает аптечной организации хотя бы немного усилить свои позиции в конкурентной борьбе. Однако корректна ли подобная расстановка сил, если и дистрибуция, и аптека решают одну общую задачу — обеспечить лекарством пациента?

Проблем в сфере расчетов между аптекой и дистрибутором на фоне пандемии не появилось. Но, к сожалению, вернулось понятие "дефицит", или же стойкая дефектура (этот термин более привычен для фармацевтического специалиста). Однако само явление стало несколько иным. Сегодня есть именно классический дефицит — определенных наименований лекарств мало, и они распределяются по предоплате. Увы, тенденция к увеличению дефектуры не прекращается. И это еще одна срочная задача.

Специализированные
мероприятия