Если заботиться о пациенте, выигрывает и бизнес
Тельнова Елена Алексеевна
Ведущий научный сотрудник НИИ общественного здоровья, д.фарм.н.
Правильно такое определение или нет — это, безусловно, вопрос. Но надо начинать не с размера сети. В первую очередь, нужно все-таки определиться с тем, что же мы подразумеваем под сетью. Определять же, малая или большая сеть, на мой взгляд, недопустимо. Да и где тот допустимый размер сети, который будет всех устраивать, будет для всех удобен и при этом окажется рентабельным? Очень маленькая сеть в несколько аптек действительно неудобна для поставщиков. А очень большая сеть становится неуправляемой. Именно поэтому встает вопрос: где тот допустимый предел, который делает сеть рентабельной. Пациенту же вообще безразлично, большая сеть или маленькая, как она выживает, рентабельная она или нет. У каждого из участников рынка свои критерии, свои оценки работы аптек.
Следующий вопрос, на который хотелось бы ответить: аптечная сеть — это новое явление? Или что-то подобное уже было в нашей жизни? На этот вопрос могу ответить определенно: было, но под другим названием. Были различные объединения аптек. Например, в Москве аптеки объединялись в Межрайконторы, в других городах были другие объединения. Суть одна, собственники разные.
Что касается взаимодействия аптечной сети с дистрибуторами и производителями, то здесь важно не только то, чтобы сеть брала товар, а еще и то, чтобы она вовремя его оплачивала. С тем, чтобы взять, вопросов нет. А вот с тем, чтобы оплатить, сложности возникают у многих. Общая проблема как единичных аптек, так и сетей различных размеров — постоянная нехватка оборотных средств.
Организацию дистрибуторами собственных товаропроводящих сетей, на мой взгляд, можно только приветствовать. Дистрибутор решает многие вопросы выживаемости аптек, наличия достаточного ассортимента и объема лекарственных препаратов, а также другие проблемы, в т.ч. связанные с доставкой медикаментов.
Могут ли в наше время существовать и аптеки, и сети? На мой взгляд, могут — при наличии добросовестной конкуренции. Однако сегодня вопрос добросовестной конкуренции — вопрос очень серьезный. И он очень остро стоит и для сетей, и для единичных аптек, не входящих ни в какие сети.
На имидж аптеки (и, следовательно, на ее успехи) сегодня оказывают влияние такие факторы, как ассортиментная политика, цены, компетентность и профессионализм специалистов. Хотелось бы, чтобы не забывались основные функции фармации: обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Все остальное, безусловно, тоже хорошо. Но аптека — это все-таки не парфюмерно-косметический магазин (хотя наличие косметики и парфюмерии — хорошее дополнение как к ассортименту, так и к выручке аптеки). Главное для фармации — определенные группы товаров: лекарственные препараты, медицинские изделия, перевязочные средства, лекарственные растения и т.д. То есть все то, что дает аптеке возможность выполнять возложенные на нее функции.
Приведу два примера работы двух аптек, относящихся к различным сетям.
Пример первый. Аптека расположена в самом центре города, на оживленной трассе. Она очень красиво оформлена, имеет три зала, два из которых – косметика и парфюмерия. Причем цены у этой косметики и парфюмерии запредельные. Стоимость лака для ногтей — от 11 до 16 тыс. руб. При этом надо учесть, что на одной стороне улицы с этой аптекой расположены… два больших специализированных парфюмерных магазина. Лекарства и изделия медицинского назначения расположены в третьем зале аптеки. Посетителей практически нет. Но в них никто и не заинтересован, т.к. на вопрос о наличии лекарственных препаратов часто звучит ответ «нет». Фармацевты-первостольники стоят полуразвалясь и отвечают покупателям нехотя.
Пример второй. Еще одна аптека, тоже расположенная в центре. Находится она в поликлинике. Зал небольшой. Однако в аптеке работают сразу 5 касс по обслуживанию посетителей. Лекарственные препараты, о которых спрашивают люди, есть практически всегда. Если нужного лекарства нет, то фармацевты принимают заказ и потом перезванивают. Цены приемлемые. Безусловно, есть и косметика. Но она лечебная. И в пространстве аптеки она не доминирует (все косметические средства расположены в стеклянных шкафах по стенке). Специалисты компетентны и знают ассортимент. Разговаривая с покупателем, они обязательно объяснят ему, как принимать лекарственный препарат и как хранить его. Читатель может подумать, что подобной аптеки у нас в Москве нет, и что я преувеличиваю или отношусь предвзято. Нет, аптеки есть разные, и управляют ими разные люди. Одни думают только о бизнесе. Другие — еще и о том, для кого работает аптека и какие функции выполняет. А в результате и бизнес в выигрыше. Думаю, что и вопрос о рентабельности решается сам собой.
Считаю, что аптекам все-таки надо вспомнить, для чего они существуют — независимо от того, сетевые они или самостоятельные. Вспомнить о престиже профессии фармацевта, провизора и в погоне за товарооборотом не забыть про пациента, добросовестную конкуренцию и азы менеджмента. Если решать основной вопрос — обеспечение человека лекарствами, придет и все остальное: товарооборот, прибыль, рентабельность.