Главная // Тема

"Фарме–2030" важно ориентироваться на здравоохранение

Этот год как для нас, так и для всего мира прошел под знаком пандемии, которая стала для всех настоящей проверкой на прочность.

Котухова Яна
Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям по странам ЕАЭС компании "Сервье"

Пришлось оперативно адаптироваться к новым вызовам, перестраивать бизнес–процессы и перевести ряд административно–управленческих функций в онлайн. В этих новых условиях безусловным приоритетом компании стали вопросы обеспечения бесперебойного производства лекарственных препаратов на нашем заводе в Москве.

Основная часть нашего портфеля — препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета: пациенты именно с этими заболеваниями оказались в особой группе риска в условиях пандемии. Поэтому гарантированное обеспечение доступности наших лекарств было и остается одной из наших ключевых задач. Весь этот год мы не останавливали работу, продолжая выпуск продукции в запланированных объемах для того, чтобы даже в этих непростых условиях обеспечить возможность для пациентов продолжать назначенное лечение и не испытывать недостатка в жизненно необходимых лекарствах.

В целом, подводя итоги года, можно сказать, что он был очень насыщен значимыми для индустрии событиями. Прежде всего, это запуск с 1 июля обязательной маркировки, сильно поднявшей градус напряжения на фармацевтическом рынке этой осенью, реформа ценообразования, начавшаяся годом ранее (ее результаты мы в полной мере сможем оценить уже в следующем году), а также многочисленные ограничения в связи с пандемией: закрытие границ, всеобщий локдаун и многое другое.

Старт маркировки лекарственных препаратов заслуживает отдельного внимания: еще с момента запуска "пилота" в 2017 г. наша компания принимала самое активное участие в этом проекте. Мы, как и многие другие компании, приложили максимум усилий для своевременного технического оснащения своих производственных площадок необходимым оборудованием, а также в конструктивном взаимодействии с регуляторами и ЦРПТ приводили бизнес–процессы в соответствие с требованиями нормативно–правовых актов.

Во время работы над проектом в отдельных случаях требовалась "донастройка" ИТ–систем и "доналадка" других процессов, в т.ч. из–за ограничительных мер, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции. Осенью фармрынок столкнулся с большими сложностями в работе с МДЛП: из–за резко возросшего объема вводимой в оборот продукции система давала сбои и приводила к значительным задержкам введения в оборот промаркированных лекарственных препаратов, а в некоторых случаях — даже к приостановкам производства. Для нас это стало очень серьезной проблемой, поскольку мы как производитель чувствуем свою ответственность перед пациентами за доступность производимых нами лекарственных препаратов. Однако введенный правительством т.н. "уведомительный порядок", а также срочная модернизация ИТ–инфраструктуры системы МДЛП позволили решить большую часть проблем. Сегодня можно сказать, что ситуация стабилизируется.

Кроме того, мы, как и другие фармпроизводители, продолжаем диалог с государством относительно доступа производителей к аналитическим данным. А именно — к информации не только о сериях и партиях лекарственных препаратов, но и об отдельной упаковке. Такие данные необходимы для мониторинга потенциальной дефектуры лекарственных препаратов, а также возникающих запросов пациентов к производителю по вопросам качества. Надеемся, что эта ситуация разрешится в позитивном ключе. Решение этих и других вопросов, включая технические проблемы, возможно только в режиме регулярного диалога с государством и оператором системы ЦРПТ. В любом случае всем участникам фармацевтического рынка предстоит находить точки соприкосновения и поэтапно решать возникающие задачи.

В условиях новой реальности получили дальнейшее развитие и другие инициативы регуляторов. Например, была легализована онлайн-торговля безрецептурными лекарственными препаратами, в рамках пилотных проектов в регионах стали активно применяться телемедицинские консультации, была запущена ускоренная регистрация ряда лекарственных препаратов для лечения коронавирусной инфекции.

Что касается Стратегии «Фарма-2020», то она стала мощным импульсом к развитию современной фармацевтической промышленности в России: построено несколько десятков фармпредприятий, модернизированы уже существующие производства. Фармацевтический завод полного цикла "Сервье Рус", запущенный на территории Новой Москвы в 2007 г., стал, несомненно, нашим весомым вкладом в успешную реализацию Стратегии. Мы активно развиваемся: в 2016 г. получили статус "Промышленный комплекс города Москвы" и реинвестируем в модернизацию и дальнейшее развитие завода сэкономленные за счет налоговых льгот средства. С 2017 г. компания экспортирует лекарственные препараты в страны ЕАЭС, а в прошлом году на мощностях нашего завода было запущено контрактное производство инновационного препарата для лечения ВИЧ–инфекции в партнерстве с GSK/ViiV Healthcare, что стало еще одним шагом к повышению доступности современных терапевтических решений для пациентов, страдающих этим социально значимым заболеванием.

Стратегия "Фарма–2030", разрабатываемая Минпромторгом, нацелена на дальнейшее совершенствование промышленного ландшафта и компетенций, необходимых для фармацевтической промышленности. Это углубление локализации инновационных препаратов и фармацевтических субстанций, активное проведение R&D в России, а также повышение экспортного потенциала в 4 раза. И конечно же, важно, чтобы в итоговом документе, который мы все скоро надеемся увидеть, задачи по развитию промышленности были синхронизированы с потребностями системы здравоохранения как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Кроме того, сегодня крайне актуален вопрос совершенствования системы госзакупок, которая должна быть более гибко адаптирована под современные решения, предлагаемые фармпромом, а также должна обеспечить возможность использования инновационных контрактных моделей лекарственного обеспечения (риск–шеринг, кост–шеринг и др.) в целях повышения доступности инновационных препаратов для российских пациентов. И последнее, но не менее важное: Стратегия должна включать в себя положения, предусматривающие механизмы защиты интеллектуальной собственности как фактора, способствующего дальнейшим инвестициям в отрасль.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X