21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Фармотрасли и химпрому нужны комплексные меры поддержки

В уходящем 2023 году проблема доступности лекарств стала настолько актуальной, что дошла до Президента страны. При этом антироссийские санкции, снижение инвестиционной активности и госфинансирования, проблемы фармацевтической логистики и повышение потребности — не единственные факторы, внесшие свой вклад в сложившуюся ситуацию.

Иванова Настасья
Директор ООО "Интер-С Групп"

Конечно, спрос на препараты действительно возрастает: в ситуации перманентного подъема цен многие начали покупать лекарства впрок. К тому же, растет распространенность хронических заболеваний, а одновременно с ней увеличивается и необходимость в медикаментах.

Однако еще одной причиной дефектуры стало повышение размера регистрационных пошлин, касающихся ввода в обращение новых лекарств и "технических ситуаций", например, вынужденной замены фармсубстанции или вспомогательного компонента (и внесения соответствующих уточнений в регдосье препарата). Поскольку основные процессы на фармрынке вынуждают производителя чаще корректировать документацию, сумма таких пошлин может составлять десятки миллионов рублей — по сути, являясь заградительной и увеличивая риск дефектуры.

Несмотря на ряд заявлений о ее временном характере, фармпроизводители — и зарубежные, и российские продолжают отзывать свои препараты. В не столь далеком будущем (вследствие прекращения производства и приостановки поставок) может появиться дефицит детских вакцин, антибиотиков, инсулинов, средств для терапии онкопатологий и ВИЧ, эпилепсии, психических заболеваний. А сегодня в списке потенциально дефектурных наименований не только йод и парацетамол, но и известные бренды обезболивающих, жаропонижающих, противокашлевых средств, спазмолитиков, лекарств против астмы.

Согласно аналитическим данным, за период январь-август ассортимент импортных медикаментов в аптеках нашей страны сократился более чем на 20%. Значительную часть этого объема занимали востребованные пациентами антидепрессанты и средства для лечения кардиологических заболеваний. В начале года пропал детский ибупрофен, и это произошло вовсе не вследствие ажиотажного спроса. Просто для ряда фармпредприятий выпуск препарата по существующим ценам стал нерентабельным. Тем более при девальвации рубля, когда за поставленную продукцию выручка в валюте уже на порядок меньше.

Конечно, у большинства исчезающих импортных медикаментов есть отечественные аналоги, но удобство их приема и уровень эффективности, к сожалению, пока еще не всегда удовлетворяют пациентов. И падение импорта из недружественных стран с большой вероятностью продолжится, причем одновременно будут расти поставки из стран Азии. Прогнозируемое снижение ввоза препаратов, в первую очередь, коснется сферы госзакупок, где у лекпрепаратов, произведенных в России по полному циклу (т.е. включая субстанции), будет неоспоримое преимущество.

Кстати, спрос на иностранные средства уменьшается и в аптечном сегменте: на фоне едва ли не повсеместного роста цен посетители все чаще выбирают доступные для семейного бюджета отечественные дженерики. Ведь подорожали даже потенциально дефектурные ЖНВЛП: по данным Росстата — на 5%, по данным "ГЕРОФАРМ" — на 9,5%. За пределами главного лекарственного перечня рост ценников составил 18-20%.

Недостаточно стабильная ситуация создает условия для нелегального импорта и роста контрафактной продукции. Пусть санкции и не распространяются на фармотрасль, и фактически ни один крупный международный концерн свои препараты из нашей страны полностью не вывел, ввоз и вывоз лекарственных средств по–прежнему затруднены. К тому же, ряд западных фармгигантов приостановили клинические испытания, что существенно осложняет процесс появления новых современных лекарств на нашем фармрынке. К счастью, освободившуюся нишу стараются заполнить: одновременно с "паузой" у зарубежных компаний вырос процент исследований отечественных, белорусских и индийских препаратов.

Экономико-управленческая модель функционирования фармпредприятий также претерпела значительные изменения. Появились проблемы в расчетах с поставщиками, возникли разрывы в дистрибуции, значительно удлинился процесс таможенного оформления. При этом речь идет не только о самой мед– фармпродукции: налицо сложности с поставками медоборудования, расходных материалов, реактивов, компонентов (особенно если требуемые наименования признаны продукцией двойного назначения). Нами как компанией–дистрибутором потрачены немалые ресурсы для изменения сложившихся логистических путей и сохранения доставки лекарств, косметики и биодобавок в аптеки и на маркетплейсы.

Как отметил президент, российская сторона «не закрывает импорта», а фармпромышленность, участвующая в импортозамещении, активно работает, получая в числе прочего господдержку и льготные кредиты. Продолжает функционировать правительственная комиссия по определению риска дефицита медикаментов, разрешен ввоз лекарств в иностранной упаковке, введена упрощенная процедура регистрации. Все эти меры полезны и исключительно необходимы, но… В условиях слабого рубля, проблем с логистикой и поставками субстанций (рост стоимости которых за последний год достигал 40-100%!) фарм- и химпрому нужны усиленные и комплексные меры поддержки.

Следует увеличивать объемы финансирования отечественных предприятий, работать над оптимизацией производственных процессов, решать проблему нехватки собственного фармсырья. На законодательном уровне необходимо доработать механизмы определения дефектуры, внести правки в процедуру формирования списка ЖНВЛП и схему ценообразования на такие препараты, поскольку не всегда понятное ограничение цен на важнейшие лекарства приводит к массовому исчезновению недорогих медикаментов с аптечных полок.

И важно понимать, что в ближайшие пару лет компенсировать урон от усложнения и удорожания логистики, повышения себестоимости производства, длительных сроков поставки и приостановки клинических исследований будет непросто. В 2024 году отечественному фармпрому вновь предстоит укреплять свои силы, находить новые возможности для развития и совершенствования и оставаться всегда готовым ответить на вызовы времени.

Специализированные
мероприятия