04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Фармрынок сможет "регулировать себя" лишь в строгих рамках

Федеральный закон от 01.12.07 №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" регулирует деятельность саморегулируемых организаций (СРО), объединяющих субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, их взаимодействие друг с другом и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Спиридонов Александр
Юрист Европейской юридической службы

Каждая СРО устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты и проводит контроль над их соблюдением. В отличие от других сфер, в фармацевтическом секторе саморегулирование должно будет осуществляться в соответствии с ранее установленными требованиями федерального законодательства. В частности, с требованиями Федерального закона от 12.04.10 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Этот закон оставляет за федеральными органами государственной власти:

  • полномочия по регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • лицензирование фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • регулирование цен на лекарственные средства;
  • контроль качества лекарственных средств, находящихся в обращении на фармацевтическом рынке РФ;
  • выдачу разрешений на ввоз и вывоз лекарственных средств из РФ и т.д.

За региональными органами власти на законодательном уровне тоже закреплены некоторые полномочия, такие как формирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, формирование системы льготного лекарственного обеспечения и др.

Указанное обстоятельство усиливает роль федеральных и региональных органов власти и снижает уровень свободы, так необходимый для полноценного саморегулирования, — хотя и не исключает его. Выходом из данного положения могла быть законодательная инициатива о полной или частичной передаче СРО полномочий региональных органов государственной власти, таких как формирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и формирование системы льготного лекарственного обеспечения.

Саморегулируемые организации в фармацевтической отрасли позволят сократить количество институтов сертификации, лицензирования и даже штат чиновников надзорных ведомств. И, возможно, в будущем отпадет необходимость законодательного регулирования вопросов в фармсекторе.