29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

"Фарму-2030" встречаем 20-летием со старта производства

Лекарственный суверенитет, усиление позиций отечественных фармпроизводителей и приоритет их продукции — безусловно, положительные моменты "Фармы-2030".

Пресс-служба АО "ВЕРТЕКС"

При этом важно конкретизировать способы, которыми планируется достигнуть значительного увеличения доли российских лекарств к 2030-му, и синхронизировать эти способы с возможностями и условиями, в которых находятся представители фармпромышленности.

Что касается отмеченной в стратегии необходимости развивать научную составляющую: инновации — это инвестиции плюс время. И встряски последних лет показывают, что в данном аспекте направление НИОКР может подвергаться рискам. В зависимости от внешних факторов приоритет может смещаться в сторону выпуска наиболее востребованных в данный момент лекарств. Поэтому важна поддержка тех представителей отрасли, которые помимо выпуска препаратов из списка ЖНВЛП и обеспечения бесперебойного производства всего лекарственного ассортимента продолжают вести научные разработки. Наиболее эффективный инструмент здесь — субсидирование. Другая поддержка также может быть полезной.

Хотелось бы отметить и определенную специфику производства фармсубстанций химического синтеза (данное направление также вошло в список основных задач стратегической программы). Как правило, у предприятий по выпуску готовых лекарственных форм нет возможности выпускать их только для собственных нужд, ведь обычно объем полученных веществ значительно больше потребностей одной компании. Поэтому под вопрос ставятся рентабельность организации такого производства и ценовая конкурентоспособность АФС.

Кроме того, производители фармсубстанций в основном закупают, например, реагенты и интермедиаты (соединения веществ, из которых синтезируют АФС) за рубежом. Поэтому компания, работающая по полному циклу производства ГЛФ от разработки до упаковки продукции, по–прежнему фокусируется на профильных задачах и продолжает закупать субстанции у тех производителей, которые специализируются на их выпуске. Организация производства АФС требует особых компетенций, условий, отдельной площадки, инвестиций, на которые у компании другие планы.

Кратко расскажем о результатах работы компании к моменту старта "Фармы-2030". Это исторически сбалансированный продуктовый портфель, который развивался в течение двух десятилетий и продолжает расширяться. В нем есть как востребованные дженерики для лечения самых распространенных заболеваний, так и препараты собственной разработки, а также бренды, способствующие успешности производителя. Речь об оригинальных комбинированных лекарствах, которые не имеют идентичных сочетаний действующих веществ, сильных брендированных препаратах и сериях косметических средств.

С 2016 года компания вывела на рынок 6 видов оригинальных комбинированных лекпрепаратов для применения в фармакотерапии гинекологических, дерматологических, оториноларингологических и кардиологических заболеваний, снятия "простудных" симптомов и лечения грибковых поражений ногтей. С 2004-го создана и выпускается продукция 7 серий косметических брендов.

Всего в портфеле компании свыше 360 наименований продукции. Более 270 пунктов из них составляют лекарства с учетом разных фасовок и дозировок. В основной ассортимент входят препараты перечня ЖНВЛП. По итогам первого полугодия 2023 г. их доля превысила 74 % от общего объема продаж лекарств производителя в натуральном выражении. Компания продолжит выпуск востребованных препаратов для лечения социально значимых заболеваний.

По экспортному направлению, также отмеченному в "Фарме-2030", активная работа компании идет с 2017 года. На данный момент ее продукция представлена в девяти странах: Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Армении, Киргизии, Таджикистане, Монголии, Туркменистане, Молдове. В перспективе рассматриваются рынки стран дальнего зарубежья.
Самое сложное, долгое и дорогое в данном процессе — зарегистрировать лекарственный препарат в соответствии с национальными требованиями страны, где планируется его отпуск, или с требованиями межгосударственных объединений. На стимулирование развития экспорта для отечественной фармотрасли здесь повлияла бы господдержка.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"