Главное - равные условия и равная ответственность
Доставку лекарств на дом рентабельным для аптеки направлением назвать сложно. Ведь логистика стоит дорого, особенно сейчас, а вот наценка всегда была ограничена — как регулятором, так и самим лекарственным рынком. Аптечные сети развивают эту услугу только в качестве клиентского сервиса, в который вкладывают прибыль от других составляющих фармдеятельности.
Сами мы работаем с различными онлайн-проектами и считаем это вынужденной мерой. Какой смысл сопротивляться волне, если лучше подняться на ее гребень? Вот и стараемся с максимальной пользой для себя сотрудничать с интернет-сегментом. И в области ассортиментного управления, и для привлечения «дистанционных» покупателей, и для их приглашения в нашу программу лояльности.
Собирательный «портрет» клиента, который регулярно покупает лекарства онлайн, пока, правда, составить затруднительно. Посетители очень разные. Но значительную часть составляют все-таки мамы, привязанные к дому маленькими детьми и потому почти постоянно находящиеся в замкнутом пространстве. Так что вопрос об организационных параметрах интернет-торговли приобретает особую остроту. Серьезные опасения вызывает вся та странная обстановка, где для участников создаются неодинаковые условия.
Про неравенство условий хотел бы пояснить подробнее. Если аптека отпускает какую-то продукцию (даже БАД или косметику) — она полностью несет за нее ответственность, даже когда нарушены микробиологические показатели внутри фольгированной заводской упаковки (что фармацевт или провизор при всем желании никогда проверить не смогут). Но как только то же лекарство или биодобавку продает маркетплейс — он сразу же заявляет: «Продавал вот этот ИП, а мы не несем никакой ответственности». Правилен ли такой подход?
Убежден, что нет. Ответственность маркетплейса за нарушения законодательства (тем более в сфере обращения лекарственных препаратов) должна быть соразмерной. Ведь без него «вот этот ИП» или «вот это ООО», которые продавали онлайн что-то некачественное или поддельное, осуществить свою деятельность точно не смогли бы.
Необходимо, чтобы любой участник дистанционного фармрынка соблюдал все те требования, которые предъявляются к аптеке и профильным поставщикам. Нельзя допускать упрощенных правил, а точнее, неравных условий для разных игроков.
Еще раз подчеркну: главное — равные условия и равная ответственность за свои действия. Не надо преимуществ нам, «каменным» аптекам. Не давайте необоснованные привилегии «им», непрофильному интернет-ритейлу…