21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

С точки зрения производителя реализация лекарств путем дистанционной торговли изменит спрос на продукцию (и, соответственно, рыночный потенциал) весьма незначительным образом. Во-первых, потому, что лекарственные препараты — категория первой необходимости, и если пациенту нужна терапия, то отсутствие доставки на совершении покупки не скажется. А во-вторых, на начало осени 2024 года в России функционирует порядка 82 тыс. аптечных учреждений, что является одним из наивысших показателей в мире (в пересчете на душу населения). Зачастую, если мы говорим о городах, в одном доме располагается до трех-четырех аптек. Такая плотность гарантирует географическую доступность лекарств для населения. Если же принять во внимание ежегодно возрастающий тариф на курьерскую доставку и средний размер аптечного чека (по различным оценкам, от 550 до 800 рублей), то дистанционная торговля лекарствами становится действительно нишевой услугой, которая требуется крайне незначительной части потребителей.

В то же время и для таких сервисов должны быть четкие правила. Важнейшими принципами дистанционной торговли лекарственными препаратами остаются рецептурность (как условие отпуска лекарств пациентам) и прогрессивные методы контроля ее соблюдения. Не менее важным фактором является соблюдение норм хранения лекарственной продукции во избежание ее порчи — снижения эффективности и безопасности применения. Вопрос о фальсификации считаем исчерпанным по мере запуска системы МДЛП.

Продукция Renewal доступна на всех крупнейших специализированных онлайн-сервисах, посредством которых можно как заказать препараты в ближайшую аптеку, так и забронировать имеющуюся в аптечной точке продукцию.

Конечно, присутствие на подобных сайтах поддерживает узнаваемость. Ведь если аптечная полка физически не может вместить весь ассортимент, то «электронная витрина» на это способна. Более того, когда продукция широко известна или активно рекламируется, то в онлайн-сегменте она становится еще более заметной благодаря эффекту наглядности.

Выпускаемые нашей компанией лекарственные препараты представлены в том числе на маркетплейсах, однако их реализация, в конечном счете, происходит посредством аптечных учреждений. Поэтому соблюдение правил хранения гарантируется. Что касается защиты от фальсификата и контрафакта, то наличие дополнительного канала поиска и подбора медикаментов для потребителя никак на данные факторы не влияет, учитывая отлаженный процесс мониторинга движения лекарственной продукции в стране.

По нашим оценкам, сегодня через интернет-сервисы приобретается до 15% продукции (как напрямую, так и опосредованно). Для Renewal прирост онлайн-продаж за период с 2020 года до осени 2024 года составил более 100%. По мере популяризации ориентированных на потребителя сервисов «электронной коммерции» в ближайшем будущем мы также ожидаем положительной динамики.

«Электронная коммерция» в конечном итоге является благом для потребителя, так как предоставляет ему настоящую свободу выбора: из различных цен и многообразия препаратов, не ограниченного искусственными инструментами управления ассортиментом. За счет этого растет информированность населения.

Специализированные
мероприятия