Издержки на маркировку не должны отразиться на цене
Гончаров Жан
Директор аптечной сети "Вита Плюс" (г. Пятигорск)
На данном этапе мы установили и уже наладили работу онлайн–касс. Сложностей пока никаких это не вызвало, кроме, конечно, финансовых расходов.
Затраты на онлайн–кассы, составившие несколько миллионов рублей, как я понимаю, это только начало, небольшая часть тех вложений, которые нам еще предстоят. По многим причинам данные издержки никоим образом не должны отразиться на цене лекарств.
Назову основные причины:
- ограничение наценки на препараты Перечня ЖНВЛП;
- формат аптек, входящих в группу компаний "Вита Плюс", — наши аптеки позиционируются как недорогие;
- высокая конкуренция, которая сегодня сложилась в фармбизнесе.
Баланс будем сводить за счет эффективного управления ассортиментом и продажами, развития проекта e-commerce, расширения возможностей в работе с производителями.
Наш бизнес основан на идее продвигать только качественные услуги и препараты. И мы за то, чтобы качественные лекарства были в обращении по всей стране. Проект по маркировке станет серьезным барьером для недобросовестных предпринимателей и, как следствие, "вычистит" рынок от некачественных медикаментов.
Во–вторых, маркировка обелит прохождение препарата по товаропроводящей цепочке. Как следствие, у тех сетей, которые занимаются переливами во вторичную дистрибуцию, такая возможность закончится, и это моментально скажется на их ценообразовании.
Безусловно, время тяжелое. Порой мы понимаем, что легче не будет. Но назад дороги нет, и мы стараемся удержать свои лидирующие позиции за счет увеличения качества оказываемых услуг и развития новых направлений.
Работаем на свои средства и за счет поддержки поставщиков. У нас "0" кредитов, и, соответственно, мы не несем дополнительных расходов на заемные деньги.
Я, конечно, согласен с тем утверждением экспертов, что отсутствие криптозащиты позволит использовать изъяны в системе маркировки и продавать нелегитимный товар. Однако необходимо понимать, насколько вырастут издержки аптечной сети в связи с введением криптографической системы. Если, как изначально позиционировалось, данная дополнительная надстройка будет бесплатной, то это вполне приемлемо.
Но если услуга получения дополнительного кода станет платной, то это, безусловно, сразу отразится на цене препарата в связи с дополнительными издержками производителей. Соответственно, цена в аптеке на препараты также возрастет.
Учитывая наш подход в соблюдении правил реализации товара до введения обязательной маркировки (правила всегда выполнялись и выполняются по сей день аптеками сети безукоризненно), нам бояться нечего. Все товары продаются в рамках тех юридических лиц, на которые они покупаются, без каких–либо перебросок.
Конечно, возможны сугубо технические моменты — могут быть сбои, как и в других секторах рынка.
В целом, считаю, что маркировка аптечных товаров — это очень нужный проект. Он вскроет все подводные камни в товаропроводящей цепочке. Вторичные продажи (не из аптек) всплывут сразу. И это в хорошем смысле на руку тем компаниям, которые ведут честную деятельность.