К чему приведет обесценивание специалиста?
Морозова Ирина
Руководитель аптечной сети "Норма Форте" (г. Новочеркасск, Ростовская обл.)
К сожалению, сейчас предостаточно малоквалифицированных сотрудников, и складывается такое ощущение, что образование не получали. Они искренне не понимают, что людям нужно помогать, и что в фармации, для аптечных специалистов есть нормы и правила. Порой не понимают даже того, что нельзя курить на рабочем месте… К сожалению, у многих сейчас нет ни профессиональных стимулов, ни гордости за профессию.
Кадровый кризис — это наша головная боль. Но мы работаем, пытаемся найти выход из сложившейся ситуации. В Ростове–на–Дону есть фармацевтическое училище и даже фармфакультет в Ростовском медицинском университете, однако студенты из Новочеркасска чаще всего остаются в областном центре или едут в Сочи. Понять их можно…
В нашем городе мы самая технологически продвинутая аптечная сеть. У нас нет проблем с маркировкой, программным обеспечением и др. Нововведений было много, насчет многих из них возникали серьезные опасения, но мы живем и работаем, держимся. Хотя общая система налогообложения с трудом совместима с работой небольшого предприятия. Не говоря уже про остальные проблемы, с которыми сталкивается аптека.
Сегодня мы сократили все расходы, которые только могли. И гордимся тем, что подняли в этом году рентабельность до 24% (ранее она составляла 14–17%). Это за счет продажи эксклюзивов, которые предлагает нам АСНА. Если бы у нас не было бэк-маржи, то вообще не было бы понятно — зачем продолжать свою деятельность? Только ради социальной функции?
Она необходима, но где аптека найдет на нее силы и резервы? И кто поможет ей выжить, чтобы продолжать выполнять социально значимую деятельность по лекарственному обеспечению населения?
Экономического эффекта, кроме бэк-маржи, увы, никакого. Все уходит на оплату налогов, зарплату сотрудников, аренду и коммунальные платежи.
Однако определенный оптимизм у меня есть. Не верю в то, что человек, который хочет работать, сдастся сразу. Под лежачий камень вода не течет. Кто хочет, тот ищет возможности. Так что будем меняться и справляться со всеми вызовами времени.
Самая известная из новых тенденций — конечно же, онлайн. Мы видим, как вырос спрос на онлайн–бронирование. Вначале у нас в зале стояли мониторы, где люди могли сделать заказ. Кому–то проще оформить его прямо в аптеке, кому–то — с телефона… Многим посетителям мы помогали разобраться в том, как работает электроника. Те, кому понравился новый формат, теперь в большинстве случаев покупают лекарства только таким способом.
Однако лекарства на дом мы не доставляем! Только заказ с приобретением в аптеке. Чтобы развивать дистанционную торговлю лекарственными средствами, нужен ряд важных условий. Например, курьеры не знают правила транспортировки и хранения лекарственных препаратов, поэтому и заказ из аптеки у них может ехать между пачкой порошка и картошкой. Как в жару, так и в холод. Это неправильно.
И я против продажи лекарств на маркетплейсах. Они обесценивают специалиста. С одной стороны — фармацевты и провизоры, которые всю жизнь учатся непрерывно, сдают экзамены, получают сертификаты. С другой стороны — сотрудники маркетплейсов с неизвестным образованием и неизвестной квалификацией. Аптека не может взять медицинского работника на приемку препаратов, ведь согласно лицензии, этот сотрудник должен иметь фармацевтическое образование. А кто принимает и отпускает лекарства в таких "интернет–магазинах"?
Судя по всему, столь важный вопрос никого не интересует. И это страшно.
В сложной экономической ситуации фармацевтическая помощь оказалась под угрозой. Аптеки формально не относятся к системе здравоохранения, у них нет необходимой поддержки — в том числе в виде льготного налогового режима. И в то же время покупатель–пациент вынужден экономить на лекарствах. В результате фармацевт сталкивается с такой несправедливостью: человек звонит или приходит, жалуется на то, что врач назначил дорогой препарат, просит подобрать подешевле, но аналогичный и подходящий, а после этого говорит "спасибо" и… идет в другую аптеку. Там еще дешевле, но консультируют плохо — или не консультируют вообще.
Не первый год подряд все решает конкуренция, и она мало относится к качеству фармацевтической помощи. В результате, чтобы выжить, многим аптечным организациям приходится сокращать все мыслимые и немыслимые ресурсы. Так, за время "оптимизации" и "повышения эффективности" аптекам пришлось отказаться от "лишних площадей". А ведь раньше у нас были торговые залы по 144 метра — и это было правильно.
Количество сотрудников аптечные организации тоже вынуждены сокращать. "Оптимизируется" и аптечный ассортимент. Как все это скажется на главном — доступности лекарственной терапии?