К вопросу об ответственности за персональные данные
Разыграева Юлия
Адвокат Московской коллегии адвокатов "Ноздря, Мишонов и партнеры"
Так, 3 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 12.04.10 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон от 27.07.06 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". И согласно этим изменениям в числе способов фармацевтической деятельности рассматривается дистанционный способ торговли лекарственными средствами. Необходимо отметить, что дистанционную торговлю вправе осуществлять только те аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность и разрешение Росздравнадзора.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.10.12 №1043 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств" надзор и контроль за фармацевтической деятельностью (в т.ч. за дистанционной торговлей лекарственными препаратами) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы. Таким образом, и дистанционный способ торговли лекарственными средствами контролируется государством — по всей территории России во всех ее субъектах.
В настоящее время Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" предусматривает запрет на дистанционную торговлю аптечными организациями через сеть "Интернет" (и иными дистанционными способами) рецептурными, наркотическими и психотропными препаратами, а также спиртосодержащими средствами с объемной долей этилового спирта свыше 25%. Такое ограничение необходимо, при этом важным аспектом является регулирование самого процесса дистанционного отпуска лекарственных препаратов.
Вопрос очень серьезен и требует незамедлительного решения — поскольку в период распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Правительство РФ вправе устанавливать торговлю рецептурными препаратами через сеть "Интернет" (ч. 9 ст. 55 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). Кроме того, дистанционная торговля лекарствами имеет ряд особенностей, таких как соблюдение температурного режима хранения лекарств, влияние внешних воздействий среды (влажность, свет и т.п.), а также сроки доставки лекарственных препаратов покупателю-пациенту.
Еще до внесения изменений в указанные нормативные акты дистанционный способ торговли лекарствами существовал де-факто, но в период риска роста заболеваемости от коронавирусной инфекции он будет иметь более широкое распространение. При этом необходимо заметить: организация, ведущая онлайн–торговлю медикаментами, всегда самостоятельно определяла порядок доставки. При бесконтрольном режиме доставки лекарств возможны грубые нарушения, несоблюдение сроков и даже вручение пациенту поддельных препаратов, чего нельзя допустить, особенно в период распространения коронавирусной инфекции. Отсутствие строгого контроля и надзора за порядком дистанционного отпуска лекарственных средств может также негативно сказаться на здоровье населения, привести к бесконтрольному приему лекарственных препаратов. т.е. к стремительному росту безответственного самолечения (со всеми вытекающими последствиями).
Поэтому в сложившейся обстановке возможного инфицирования населения, нужно усилить контроль над количеством, качеством, соблюдением всех необходимых транспортных условий доставки лекарственных препаратов, ограничив перечень лекарств, которые могут подлежать дистанционному способу продажи.
Важным аспектом распространения дистанционного способа продажи лекарственных препаратов является доступность лекарств пациенту, на что Правительство РФ должно обратить внимание (речь о некоторых категориях граждан, которым по возрасту или иным медицинским показаниям необходимо пребывать в режиме самоизоляции и они не имеют возможность приобрести дорогостоящие лекарства). В данном случае действенным механизмом будет введение жестких ограничений на отпускную стоимость лекарств и тариф на их доставку для пациента (здесь следует продумать и меры поддержки для аптечных организаций). Эти параметры для многих граждан имеют важнейшее значение при выборе способа приобретения лекарств — особенно в тех регионах, где аптеки могут отсутствовать в пешей доступности.
Широкое распространение дистанционного способа продажи лекарственных препаратов, безусловно, негативно повлияет на "жизнеспособность" стационарно расположенной аптеки, в которой отсутствует такой способ продажи, как дистанционный. Поэтому важно задуматься о мерах поддержки классических стационарных аптек: возможность получить фармацевтическую помощь в традиционной аптечной организации должна быть сохранена для пациента.
Существенный момент — создание «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно–телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в Сеть, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Речь идет об информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами (в т.ч. дистанционным способом) лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности. Такой контроль позволит не допустить недобросовестных продавцов в процесс дистанционного отпуска лекарств.
Многие пациенты при приобретении медицинских изделий и лекарственных препаратов дистанционным способом обеспокоены тем, что организация, ведущая дистанционную торговлю, может незаконно распространять их персональные данные. Безусловно, ни один человек не желает, чтобы сведения о его состоянии здоровья стали доступны третьим лицам. Однако доказать, что то или иное лекарство приобретается исключительно для употребления именно лицом, его оплатившим, достаточно сложно. Медикаменты могут покупаться для родственников, друзей, соседей и других лиц. Но это не относится к случаям, когда лекарственный препарат приобретается дистанционным способом по рецепту врача.
Рецепт содержит персональные данные пациента – потребителя лекарства. Именно здесь и необходимо говорить о строгом соблюдении тайны сведений о заболевании пациента, врачебной тайны, чтобы защитить персональные данные человека.
Ответственность за нарушение запрета на распространение персональных данных (предусмотренная Федеральным законом "О персональных данных") будет лежать как на аптечной организации, организовавшей доставку препарата, так и на физическом лице, доставившем лекарство потребителю. Поэтому очень важно не допустить распространение персональных данных неопределенному кругу лиц.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, являясь уполномоченным органом по надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ, должна осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных при дистанционном отпуске лекарств. Этот вопрос требует отдельного законодательного регулирования.