Кадров не хватает, денег нет, виновных в провале тоже нет
Вопрос дефицита кадров и дефицита финансирования в системе здравоохранения видится несколько некорректным. Ведь такая постановка вопроса маскирует то, о чем действительно нужно говорить и бить во все колокола.
Шульга Ярослав
Основатель аналитического агентства Shulga Consulting Group
Поясню свою точку зрения, но с позиции "от обратного". Первое: "значительное недофинансирование". У меня сразу же встречный вопрос: у нас в стране дефицитный бюджет?
Нет. Бюджет — профицитный. У нас отличные показатели внешнего долга, и, как ни странно, очень грамотная политика формирования "государственной кубышки". В стране деньги есть.
Более того — деньги в системе здравоохранения тоже есть. Инвестиции государства в здравоохранение в размере 3,7% ВВП — это даже с учетом мирового опыта немного, но и немало. Да, цифры необходимо увеличивать, необходимо наращивать уровень финансирования. Но сегодня основная проблема не в этом, а в эффективности расходования средств: провал программы оптимизации признан на всех уровнях. Это при том, что более 10 лет "Здоровье" было национальным проектом.
Далее: дефицит кадров. Опять же (как и денежные средства) кадры в стране есть. Система подготовки специалистов как таковая имеется?
Я сейчас не о качественной составляющей (это отдельный разговор), а скорее о факте ее наличия.
Молодые люди стремятся в медицину?
Да, стремятся, есть традиционный конкурс в соответствующие учебные заведения. И проблема как таковая — не в дефиците кадров "вообще". Проблема, во–первых, в дефиците кадров именно в системе здравоохранения, а во–вторых, в дефиците "правильных" кадров.
Давайте будем называть вещи своими именами: ресурсы как таковые есть. Встроить эти ресурсы в четко функционирующие процессы, добиться максимальной эффективности — не удается. Те, кто должен выстроить эффективную и функционирующую модель, пока звезд с неба не хватают. Программа оптимизации системы здравоохранения провалена. Что признано официально как минимум двумя вице–премьерами (Т. Голикова, А. Силуанов) и, чтобы уж совсем сомнений не возникало, то и президентом страны тоже. А теперь назовите высших чиновников и управленцев от Минздрава и на региональных уровнях, кто понес персональную ответственность за этот провал.
Вы скажете — "у нас сменилось правительство". Я возражу — проследите за судьбой тех, кто стоял у руля этого провала: все ключевые лица остались в системе. Где персональная ответственность? К чему свелась вся ситуация по данной проблеме? Верно, к вопросу о необходимости увеличить финансирование.
Знаете, к чему сведется дискуссия, если через 3–5 лет мы опять не получим ожидаемый результат?
К заключению — "кадров не хватает, денег нет, виновных в провале тоже нет". При этом и кадры будут (правда не там, где нужно), и деньги в системе будут.