Главная // Тема

Как избежать срыва госзакупок лекарственных препаратов?

Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденного приказом Минздрава РФ от 19.12.19 №1064н.

Фаррахов Айрат
Председатель рабочей группы по повышению доступности лекарственных препаратов, предоставляемых за счет средств бюджетов всех уровней гражданам Российской Федерации в рамках Межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения ЛС, экс заместитель министра финансов РФ

В новом приказе имеется ряд положительных моментов:

а) появился перечень оснований для исключения тех или иных цен из расчета;
б) усовершенствован порядок расчета цен повторных закупок.

Вместе с тем остаются неизменными ключевые принципы ценообразования. И поэтому документ сохраняет главные недостатки старого приказа №871н — что может повлечь признание закупок лекарственных препаратов несостоявшимися. Такая проблема рискует проявиться уже к лету.

Что беспокоит заказчиков в регионах?

В первую очередь, отсутствие разъяснений по критериям и порядку выбора поставщиков для направления запросов. Поскольку, согласно третьему пункту нового Порядка, заказчик обязан направить поставщикам запросы на предоставление цен.

Отсутствие четких критериев ставит заказчиков в неопределенную правовую позицию, что является одной из не решенных на сегодня проблем.

Таким образом, риски срыва лекарственного обеспечения, обусловленные новым порядком обоснования НМЦК, высоки и в текущем году. И снижены они могут быть только изменениями иных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, что должно улучшить лекарственное обеспечение для граждан.

Например:

  • сокращение с июля 2019 г. срока для внесения изменений в план-график с 10 дней до 1 дня;
  • применение ряда положений, которые вводит утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.19 №1279 порядок формирования, утверждения графиков закупок. Здесь важна возможность планировать закупки укрупненно — например, включив все лекарственные препараты в одну единую позицию плана–графика.

Тогда при срыве закупки заказчик вправе сразу же объявлять повторную закупку, не затрачивая время на внесение изменений в план–график.

Также с июля 2020 г. существенно поднимается порог закупки путем проведения запросом котировок и сокращается срок проведения этой процедуры.

В совокупности предложенные изменения — даже при отсутствии заявок в нескольких подряд закупках (в связи с заниженной ценой) — позволяют менее чем за 1,5 месяца провести несколько закупок с постепенным повышением НМЦК до достижения рыночного уровня. И тем самым обеспечить потребности граждан в лекарственных препаратах. Конечно, будет много бюрократии. И если это решение рассматривать с проектной и системной позиции — оно не идеально.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X