05.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
05.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Какие меры нужно добавить к маркировке БАД?

Галямова Алиса

Менеджер интернет-проектов аптечной сети «Юнифарма»

У нашей компании есть собственный сайт по бронированию лекарств и парафармацевтики. Кроме того, мы сотрудничаем с рядом агрегаторов и справочных служб, позволяющих уточнить наличие препаратов. Такое взаимодействие максимально расширяет аудиторию и позволяет найти своего клиента даже на неликвидные товары и товары с истекающим сроком годности. Последние очень быстро бронируют на агрегаторах (отмечу, что этот сценарий актуален именно для нашей аптечной сети). Люди отслеживают наличие и цены, что удобно делать как раз при помощи поисковых сервисов в силу количества представленных в городе аптечных организаций.

Онлайн-заказ и бронирование в этом году были особенно востребованы в таких категориях, как «заболевания желудочно-кишечного тракта», «грипп и простуда», «нервная система», «дерматология» и «сердечно-сосудистая система» (группы лекарственных препаратов привожу в порядке убывания, начиная с тех средств, которые чаще всего приобретали через интернет). Что касается доставки, то главная ее проблема, на мой взгляд, в ее непопулярности. В частности (но не в первую очередь), из-за того, что клиентам, независимо от региона, приходится использовать все возможные способы коммуникации с аптечной сетью, только чтобы удостовериться, что препарат действительно есть в наличии и это именно то наименование, которое нужно. Другая сложность — в том, что покупатели зачастую отменяют весомый процент заказов с доставкой на дом. Это говорит о простом факте: препарат был найден ближе, дешевле и, что немаловажно, быстрее, ведь зачастую лекарства нужны здесь и сейчас.

Повышение рентабельности доставки — еще один вопрос, ответы на который пока не найдены. Есть различные идеи, которые я прорабатывала когда-то, но исходя из расчетов и складывавшихся ранее и сложившихся сейчас тенденций, они, увы, не окупятся. На мой взгляд, курьерская доставка в аптеке – это исключительно репутационная мера, которая добавляет нагрузку на руководство и сотрудников аптечных организаций. К тому же, аптеки — строго регулируемая структура, и вносить новшества нужно очень аккуратно, «точечно». Еще важно учитывать менталитет и готовность покупателя к экспериментам в нашей отрасли, от работы которой зависит главное — здоровье.

Вызывает вопросы и то, что для доставки на дом (в отличие от отпуска лекарств в самой аптеке, который детально регламентирован приказами Минздрава) не описан процесс консультирования фармацевтическим работником. Но, к счастью, обычно при заказе любых препаратов покупатели внимательно читают инструкцию, ищут ее сами, звонят и задают вопросы, поскольку внимательно относятся к себе и близким.

И хорошо, что в сборке и хранении заказанных онлайн лекарств не участвуют маркетплейсы. Ее выполняют аптеки — в надлежащих условиях и с надлежащим контролем. Это ограждает клиента от условий непрофильного склада, ошибок сотрудника без образования и отсутствия полноценного регулирования. С другой стороны, есть биодобавки и их огромное количество: сейчас в этой сфере настоящий бум из-за ухода известных брендов (выросло даже производство соответствующих СТМ). И именно БАДы, приобретаемые через интернет, требуют наибольшего внимания.

Некоторые добавки зарегистрированы как медизделия и «живут» так по несколько лет. Некоторые по дозировкам активных веществ соответствуют лекарствам, т.к. вывести на рынок БАД гораздо быстрее и дешевле. И если еще 10 лет назад производители были вынуждены однажды прийти к перерегистрации биодобавок в лекарства, то сейчас это уже не столь принципиально: из-за смены поколений и знакомства с зарубежными качественными проверенными добавками доверие к БАДам стало выше.

Кроме ужесточения контроля оборота на маркетплейсах с размытыми формулировками в пользу покупателя предложить пока что нечего. Процессы еще устанавливаются в нынешних обстоятельствах. Но одно знаю точно: со временем придут и контроль, и необходимые проверки, и дополнительные требования к интернет-площадкам.

Сегодня от давления маркетплейсов аптеку защищает ее материальность. То, что в нее можно прийти и проконсультироваться. То, что она имеет обязательства перед покупателями как учреждение здравоохранения. Постепенно законы будут столь же строго регулировать интернет-площадки в процессе размещения и отпуска БАД. А при скорости всеобщей цифровизации, думаю, аптечным сетям можно было бы открыть единый аптечный маркетплейс, который прошел бы все необходимые проверки, регистрацию и лицензирование. Тогда было бы рентабельно иметь собственную службу курьерской доставки — возможно, с вариантом сбора покупок из разных сетей в один общий заказ.

А к внедрению маркировки БАД хорошо бы добавить следующие меры:

  • ужесточение ввода биодобавок на маркетплейсы;
  • ответственность владельцев маркетплейсов за реализацию «серой» или контрафактной продукции;
  • ограничения на реализацию товаров, содержащих компоненты, запрещенные СанПиНами, или такие вещества, данные о которых отсутствуют;
  • при обострении ситуации с интернет-продажами (что наблюдалось, например, этим летом) отслеживать социальные сети, блоги и форумы на предмет лазеек для ввоза и реализации нелегальных добавок и препаратов.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг