Какие события особенно важны для высшей школы?
Гайсаров Артур
Доцент кафедры управления и экономики фармации Башкирского государственного медуниверситета
В ходе ежегодной разработки или актуализации учебных планов данное уточнение исключительно важно. Ведь процесс обучения нужно выстроить так, чтобы к моменту сдачи экзамена на допуск к профессии (как правило, в начале 4-го курса) будущие провизоры уже успевали приобрести знания и практические навыки, соответствующие основным трудовым функциям фармацевта, особенно в отношении отпуска лекарственных препаратов. Кроме того, в аптеке обучающиеся столкнутся и с необходимостью проведения экспертизы рецептов, а также приемки поступающих товаров и организации их правильного хранения. Поэтому данные аспекты целесообразно рассматривать на практических занятиях еще до окончания 3-го курса либо в самом начале 4-го курса. А с 1 сентября года наступившего студентам, особенно тем, кто уже работает фармацевтами, предстоит быть готовыми к ожидаемому вступлению в силу нового списка препаратов ПКУ.
Еще одно важное событие прошедшего года — введение новых категорий аптечного ассортимента в систему маркировки. Данный процесс продолжается и в наступившем году. Поэтому, на мой взгляд, необходимо обеспечить преподавание актуальных учебных материалов о лекарствах и различных группах медизделий, биодобавках, минеральных водах, косметике и парфюмерии и др. Это поможет будущему специалисту уверенно разбираться в особенностях названной продукции и успешно применять полученные знания в ходе консультирования посетителей.
Если же говорить о следующем этапе профессионального образования — системе НМиФО, то актуальными в наступившем году остаются направления, затрагивающие правовые и организационные аспекты работы в аптеках:
- различные этапы обращения аптечного ассортимента (в т.ч. приемочный контроль, хранение, отпуск);
- предметно–количественный учет;
- вопросы фармацевтического менеджмента и др.
В организационном же аспекте среди специалистов особенно востребованы различные вебинары, а также конференции — очные и проводимые онлайн. В таких форматах, как правило, подробно рассматривается какой-либо конкретный рабочий момент, что дает возможность хорошо закрепить практические навыки или успешно усвоить юридические особенности выполнения той или иной задачи.
В то же время у вузов сохраняется большой потенциал в области создания более продолжительных образовательных курсов НМиФО, например, 36-часовых программ повышения квалификации. Причем, в зависимости от тематики, они тоже могут быть как узко, так и более широко направленными.
На мой взгляд, интересны и учебные курсы по материалам диссертационных исследований, выполняемых на мед- и фармфакультетах. Такой подход помогает эффективному внедрению полученных исследовательских результатов, дающих провизору и фармацевту возможность полноценно ознакомиться с новейшими научными данными. Ведь фармация всегда была и будет наукоемкой отраслью, что верно не только для промышленности, но и для аптеки.