23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Какие события особенно важны для высшей школы?

2023-й год запомнился, наверное, тем, что ускорил доступ будущих специалистов к профессиональной практике. Уже 1 января вступил в силу приказ Минздрава №715н, в соответствии с которым студенты, успешно прошедшие как минимум три курса обучения в вузе по специальности "Фармация", получили возможность быть принятыми в аптеку на должность фармацевта, а ранее это разрешалось только после завершения четвертого курса.

Гайсаров Артур
Доцент кафедры управления и экономики фармации Башкирского государственного медуниверситета

В ходе ежегодной разработки или актуализации учебных планов данное уточнение исключительно важно. Ведь процесс обучения нужно выстроить так, чтобы к моменту сдачи экзамена на допуск к профессии (как правило, в начале 4-го курса) будущие провизоры уже успевали приобрести знания и практические навыки, соответствующие основным трудовым функциям фармацевта, особенно в отношении отпуска лекарственных препаратов. Кроме того, в аптеке обучающиеся столкнутся и с необходимостью проведения экспертизы рецептов, а также приемки поступающих товаров и организации их правильного хранения. Поэтому данные аспекты целесообразно рассматривать на практических занятиях еще до окончания 3-го курса либо в самом начале 4-го курса. А с 1 сентября года наступившего студентам, особенно тем, кто уже работает фармацевтами, предстоит быть готовыми к ожидаемому вступлению в силу нового списка препаратов ПКУ.

Еще одно важное событие прошедшего года — введение новых категорий аптечного ассортимента в систему маркировки. Данный процесс продолжается и в наступившем году. Поэтому, на мой взгляд, необходимо обеспечить преподавание актуальных учебных материалов о лекарствах и различных группах медизделий, биодобавках, минеральных водах, косметике и парфюмерии и др. Это поможет будущему специалисту уверенно разбираться в особенностях названной продукции и успешно применять полученные знания в ходе консультирования посетителей.

Если же говорить о следующем этапе профессионального образования — системе НМиФО, то актуальными в наступившем году остаются направления, затрагивающие правовые и организационные аспекты работы в аптеках:

  • различные этапы обращения аптечного ассортимента (в т.ч. приемочный контроль, хранение, отпуск);
  • предметно–количественный учет;
  • вопросы фармацевтического менеджмента и др.

В организационном же аспекте среди специалистов особенно востребованы различные вебинары, а также конференции — очные и проводимые онлайн. В таких форматах, как правило, подробно рассматривается какой-либо конкретный рабочий момент, что дает возможность хорошо закрепить практические навыки или успешно усвоить юридические особенности выполнения той или иной задачи.

В то же время у вузов сохраняется большой потенциал в области создания более продолжительных образовательных курсов НМиФО, например, 36-часовых программ повышения квалификации. Причем, в зависимости от тематики, они тоже могут быть как узко, так и более широко направленными.

На мой взгляд, интересны и учебные курсы по материалам диссертационных исследований, выполняемых на мед- и фармфакультетах. Такой подход помогает эффективному внедрению полученных исследовательских результатов, дающих провизору  и фармацевту возможность полноценно ознакомиться с новейшими научными данными. Ведь фармация всегда была и будет наукоемкой отраслью, что верно не только для промышленности, но и для аптеки.

Специализированные
мероприятия