Конкуренция есть всегда, но она должна вызывать уважение
Игнатьева Нелли
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)
Цель одних при сделках слияния и поглощения — увеличение капитализации своего бизнеса, цель других — предложение инструментов для конкурентного преимущества одиночных аптек.
Если и отмечается смена расстановки сил определенных трендов, то в целом картина ориентирована на консолидацию участников розницы. При этом розничный рынок демонстрирует спрос, который формируется деятельностью всего рынка, как фармацевтического, так и макроэкономики в целом.
Аптечные организации всегда будут находиться в конкуренции между собой. Главное, чтобы конкуренция была этичной, прозрачной и вызывала уважение, а не превращалась в демпингование.
"Дискаунтер" на розничном фармацевтическом рынке, по факту, маркетинговый термин. Классическим розничным "дискаунтером" аптека в принципе не сможет быть никогда. "Дискаунтер" — это розничная точка с узким ассортиментом товаров, с самыми низкими ценами на рынке и узким набором услуг. Для начала термин "дискаунтер" был "подарен" аптекам с более низкими ценами средствами массовой информации. Далее с 2013 г. налоговая нагрузка аптечных организаций возросла более чем в два раза, началась борьба за выживание в форме "ценовых войн", затем последовала эпоха "крейзи–дискаунтеров" с вывесками до анекдотичного — "Аптека экстремально низких цен". В настоящий момент демонстрация "необъяснимо низких цен" скорее имеет место быть, но все–таки только на определенных позициях, а не на весь ассортимент. Таким образом, происходит негласное разделение трафика между аптечными организациями.
Равно как и аптеки "премиум–класса", они скорее ориентированы на профилактический нелекарственный ассортимент и сервис, но никак не на эксклюзивность ассортимента, которое обеспечивают магазины премиум–класса в одежде и др.
Есть ли будущее у аптечных сетей, которые начинает развивать продуктовая розница? Вопрос скорее в другом: какое это будущее? Будущее есть всегда, поменяются его участники.
Институт саморегулируемых организаций в России не развит настолько, чтобы его рассматривали как инструмент, влияющий на преобразование рынка и какой–либо "помощи" в его развитии. Однако и сам рынок не готов в полном своем масштабе к правильному использованию практик саморегулирования, да и опыт действующих СРО не демонстрирует пример для подражания.
Профессиональные ассоциации и маркетинговые союзы — это всего лишь инструменты конкурентных преимуществ для одиночных аптек и небольших сетей при умелом его использовании менеджерами этих организаций.
Не количество аптек в сети определяет успех! Главными в успехе всегда будут менеджмент и его команда, которые обеспечивают нужным ассортиментом — по доступным ценам и гарантированного качества — каждую отдельную аптечную организацию.