Жовнерчук Любовь
Заведующая аптекой ООО "Первый Мед" (Красногорск)
А еще принятием новых законов и строгими проверками. Основной нашей проблемой как было, так и осталось неумение, а может, и "нежелание" докторов выписывать рецепты.
Поведение покупателей, безусловно, изменилось. Сказывается неспособность потратить нужную сумму на медикаменты. Среди аптечных работников ходит такая шутка — "лекарства, купленные в подарок". Наверное, этот слоган скоро будет актуален для нашего населения, как это ни прискорбно. Заменить более дорогой препарат на более дешевый? Кому–то ты тем самым сделаешь добро, а кто–то может и обидеться, упрекнув нас в том, что мы ему даем "всякое...". К каждому ищем подход. Стараемся быть психологами. Надеемся каждый раз, что старый год уйдет со своими проблемами, а новый мы начнем по-новому, с приобретенным багажом знаний и взаимопониманием с клиентами и проверяющими органами.
Но некоторые проблемы переходят из года в год. Вопрос о рецептурном отпуске и сегодня — один из самых актуальных. Как было, так и осталось неумение, а может, и "нежелание" докторов выписывать рецепты.
Не обходится и без курьезов (хотя все это было бы смешно, когда бы ни было повседневной реальностью): например, недавно в нашей аптеке устроил скандал… врач.
Он разразился руганью, когда ему не отпустили рецептурный антибиотик. Да-да, начал браниться в ответ на то, что его попросили предоставить рецепт. Кроме ругательных слов, мы услышали весьма оригинальное объяснение: "Мы не в СССР, рецепт не нужен". В итоге доктор потребовал сообщить, на основании какого документа ему отказывают. Если бы он знал о приказе Минздравсоцразвития от 23 августа 2010 г. №706н, то, думаю, вопросов было бы меньше.
К сожалению, наши сограждане не знают очень многих нюансов. У большинства посетителей нет и мысли о том, что если они пришли на прием, то им, помимо назначения врача на лечение, должен быть выписан и рецепт на отпуск лекарственного препарата. И вот мы в аптеке ведем ежедневно "разъяснительную работу", пытаясь объяснить людям – вы должны требовать рецепт на лекарственный препарат, это ваше право и обязанность врача.
На последнем заседании ассоциации "СоюзФарма" проверяющие заметили: все поликлиники отчитались о том, что врачи обеспечены рецептами, но те, как не выписывали их, так и не выписывают. Речь не только о государственной медицине. В частных медицинских центрах та же картина.
Проверки? Законодательное понятие контрольной закупки? Аптека была и будет объектом проверок. В последнее время за это активно взялись общественные организации — в ряде случаев (как выясняется) у них даже нет ни предписания, ни постановления на проверку, есть и такие, которые ходят в выходные дни... Некоторые проверяющие позволяют себе проверить и то, чего нет в предписании.
Достижением 2016 г., положительным моментом для аптеки я бы назвала аккредитацию. Она дает возможность получать знания на протяжении всех пяти лет, самостоятельно составить план обучения и, как ни странно, дает… экономию времени. Раньше для продления сертификата нужно было брать отпуск. Теперь есть возможность учиться без отрыва от работы. Я уже была на двух семинарах, в этом нет ничего сложного и страшного, главное – слушать и по окончании написать тест. По итогам семинара участникам выдают документ с количеством баллов, которые они получили.
А еще уходящий 2016–й запомнился жесткой борьбой с конкурентами, по всей видимости, ею запомнится и год грядущий.
В маленьких городах до определенного момента рядом с мелкими сетями не было больших сетевых аптек, но за последний год крупные сети выкупают места и открывают свои аптеки… в шаговой доступности от давно уже существующих. В начале своей работы они привлекают население, делая практически минусовую наценку. Тем самым принуждают закрываться аптеки, которые работают уже не один год.
Но по истечении времени, когда вокруг не остается конкурентов, крупные сети начинают поднимать цены. И вот тут начинаешь вспоминать, как было раньше: на определенном участке площади — не более определенного количества аптек.
Выживаем, как можем. В так называемое кризисное время, чтобы не потерять клиентов, приходится устраивать всевозможные акции и менять условия работы с удобством для населения.
Сотрудничество с производителями дает нам возможность снизить цены на ряд препаратов и тем самым удержать старых покупателей и привлечь новых. Ассортимент аптеки меняется в зависимости от спроса (сейчас расширяем парафармацевтику, вводим новые и востребованные направления). Стараемся двигаться в ногу со временем и соответствовать ему.
В начале наступающего года ждем на ряд препаратов дефектуру. Производители говорят, что кто-то из них не рассчитал потребности. Препараты появятся не раньше февраля.
Этого стоило ожидать — из года в год на протяжении лет трех-четырех одна и та же картина. Сезон закончился, препарат появился. Появился в новом виде — то объем стал меньше, то количество таблеток уменьшили, при этом цены в лучшем случае — такие же. И то хорошо, если лекарство есть (пусть оно и подорожало). Может быть и такое, что препарат вовсе не поступит, и приходится сидеть, ждать и гадать, к чему готовить наше население.