Кто виноват в том, что наше дело живет не так?
Лисовский Павел
Член Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ), к.э.н.
Возьмем, например, высказывание «генерального директора ЗАО «СССР» И. Сталина: «Слабых бьют, с сильными считаются». Как вам кажется, можем ли мы утверждать то, что аптечный сегмент в нашей стране является «сильным»? Сильным — это значит обладающим в текущих условиях реальным политическим и социальным весом. Навряд ли. Возможно, вам покажется странным необходимость какого-либо сегмента рынка обладать политическим весом. В этом случае напомню вам высказывание другого пламенного вождя мирового пролетариата Владимира (Ульянова) Ленина: «Политика — это концентрированное выражение экономики». Забыли классиков, и зря, в их работах можно увидеть много параллелей с современной действительностью.
В каком случае аптечный сегмент может обладать реальным политическим и социальным весом? Тогда и только тогда, когда будет структура, представляющая интересы всего рынка в целом, способная в то же время принудить своих участников к выполнению любого решения. В ближайшие пять лет, это, на мой взгляд, невозможно.
И все же, почему «травят» именно аптечный сегмент, ведь есть и другие социально значимые сферы? Разумеется, нападки, скажем, на сегмент строительных товаров, мало кого тронут, а вот аптеки — другое дело. Правда, есть еще один, значительно более важный социальный сегмент — это рынок продуктов питания. Но здесь, во-первых, высока консолидация рынка и лоббирование интересов проходит совсем на другом уровне, во-вторых, значительно большие финансовые возможности, в-третьих, и это особенно обидно, большее количество профессиональных управленцев, способных предвидеть и предотвращать нежелательные внешние воздействия.
Аптеки же представляют собой прекрасную мишень для отвлечения внимания населения от роста цен на продовольственные товары, ведь инфляция в продовольственном сегменте выше, чем в аптечном.
Почему травят СМИ и ТВ? Вполне объяснимо. В том случае, когда СМИ потакают настроениям толпы, неудивительно, что возникает необходимость найти «слабое звено». И здесь, как в песне: «Пока хищники меж собой дрались,/В заповеднике крепло мнение,/Что дороже всех медведей и лис — /Дорогой Козел отпущения»!
Так что пока сами участники аптечного сегмента не хотят менять ситуацию. Что делать отдельным аптечным сетям? На мой взгляд, не обращать на это внимания: «собака лает — караван идет».
На сегодняшний день аптека, однозначно, является учреждением торговли с социальными элементами. Так или иначе, социальная составляющая аптечной службы выступает на втором плане. Я сознательно занимаю такую позицию в большинстве своих статей, т.к. убежден, что только успешный коммерческий проект может эффективно выполнять социальную нагрузку, когда компания выполняет не «социальные обязательства» (кто может меня чему-то обязать, кроме меня самого?!), а несет «социальное служение», добровольно взятую на себя миссию улучшения здоровья сограждан в отдельно взятом районе, городе, регионе. И, поверьте, тот, кто принимает на себя служение добровольно, делает это во сто крат лучше, чем тот, кто выполняет это из-под палки. Именно с недостаточным уровнем профессионализма аптечных специалистов и связаны нападки на аптеки.
Что касается цен на лекарственные препараты… Если мы говорим про обычный аптечный ассортимент, не затрагивая специфические лекарственные средства, применяемые при лечении онкологических, орфанных или других «дорогих» заболеваний, то я утверждаю, что предположение о том, что цены на лекарства высокие — это миф. Просто сравните средний уровень наценки в продуктовом ритейле и в аптечном сегменте, и все встанет на свои места. И повторюсь, слабых бьют.
Про идею реализации лекарств в магазинах могу сказать следующее. Вообще, в нашей стране возможно все. Но такое развитие событий никому не интересно. Поверьте, если бы продуктовый бизнес очень хотел получить возможность продажи лекарств, он бы его уже получил.