Люди не могут себе позволить дорогие лекарства
По моему мнению, на сегодняшний день отношение населения к фармработникам достаточно доброжелательное. И хотя в России цены на лекарства высокие, население не считает аптеки виновными в данной ситуации. Но все может измениться, если кто-то захочет возложить всю вину за повышение цен на аптечные учреждения.
Янин Дмитрий Дмитриевич
Председатель Правления Международной конфедерации общества потребителей
Проблема еще и в том, что в России на данный момент отсутствует система бесплатного лекарственного обеспечения, и по этой причине вокруг деятельности аптек возникают негативные разговоры. Не всякий больной может при наличии рецепта получить лекарство бесплатно либо по страховке, которую должно субсидировать государство. В этом случае весь свой негатив люди переносят на аптеку - не все могут позволить себе дорогостоящие препараты, и их настроение от этого не улучшается. Я думаю, что это основная причина негативного отношения к аптечному предприятию, ведь население волнуют эффективность и стоимость лекарств. Существует еще одна негативная тенденция – фармацевтические компании стимулируют врачей выписывать свои препараты. Но на сегодняшний день это единичные случаи, которые все-таки существуют, и с которыми тоже нужно бороться.
Я не могу сказать, что сложился негативный имидж фармработника. Конечно, есть сферы, которые позиционируют себя в качестве фармработников, – в этом случае я имею в виду распространителей БАД. Многие аптеки преуспевают в их продажах, и я считаю неправильным, что они выделяют так много места для данной продукции. Мне кажется, что это не совсем этично для профессионалов. По моему мнению, БАД должны продаваться рядом с овощами, а ведь большинство овощей гораздо полезнее. Ни в одной цивилизованной стране мира БАД не рассматриваются как источник массовой профилактики заболеваний, они используются очень узкой категорией граждан – например, спортсменами, пенсионерами или беременными женщинами.
Для поддержания имиджа аптеки должны пересмотреть свой ассортимент, например, исключить препараты, которые рекламируются по телевидению. Зачастую рекламируются препараты первого поколения, которые менее эффективны. В этом вопросе нужно использовать опыт Евросоюза, отменить рекламу, и тогда аптеке будет легче упорядочить свой ассортимент.
В этом случае освободившиеся места можно будет занять сопутствующими товарами, косметикой – ведь никто не ожидает, к примеру, от губной помады полного излечения. А люди покупают БАД, которые позиционируются как эффективные лекарственные средства, и я еще раз подчеркиваю, что этого не должно быть.
Еще, по моему мнению, в аптеках не должны продаваться спиртосодержащие настойки, которые часто используются не по назначению. Бывали случаи, когда в аптеках беспрепятственно продавались психотропные препараты, – это достаточно жестко регулируется, и хотелось бы, чтобы данное законодательство соблюдалось.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что на сегодняшний день имидж фармработника позитивен, ведь изначальный уровень подготовки кадров достаточно высокий, и покупатель идет в конкретное аптечное предприятие и обращается к первостольнику, которому он доверяет.