Главная // Тема

Маркировка превратилась в эксперимент над населением

Уходящий год действительно был годом стресс–теста: выстоите или нет? Что помогло нам выстоять?

Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6-Здоровье" (Тверская обл.)

Мобилизация всей команды. Переключение многих инструментов в ручной или полуручной режим. Переход на круглосуточный режим работы. Поиск новых источников поставки продукции.

Конечно, запомнится сильная дефектура и искусственная манипуляция нелекарственным ассортиментом (например, масками) на рынке. Здесь мы вернулись почти в 90–е — когда нужно было приезжать на какой–то склад, видеть товар, договариваться о цене, переводить денежные средства и... надеяться, что тебе реально выдадут оплаченную продукцию. Все это приводило к большим ресурсным затратам: временным, логистическим, поисковым и т.д.

Что касается дистрибуторов, то все вели себя по–разному. Есть партнеры, которых действительно можно называть Партнерами с большой буквы. Они видели нашу платежную дисциплину и, думаю, могут также высказаться о нас.
А есть дистрибуторы, которые пытались (и пытаются) воспользоваться сложившейся ситуацией только в своих интересах. Мы такой подход не разделяем. Нужна стабилизация на фармацевтическом рынке.

Необходим возврат к договорным отношениям и партнерский подход. Действительно, если у кого–то сложная ситуация и нужен оборотный капитал, всегда можно договориться точечно. Ультиматумы здесь малоэффективны.

В целом ситуация сложная не только с оборотными средствами, но и, как уже отметил, с ассортиментом. Вопрос стоит очень остро: вся ковидная группа сильно "дефектурит". И если не работать круглосуточно и с множеством поставщиков, то вы будете сидеть без лекарств, и пациенты тоже. Стараемся иметь в наличии все те препараты, которые сегодня ищут по всей стране. Прогнозов здесь никто не дает, т.к. есть фактор высокого спроса, наложенный на маркировку. Почему ее влияние оказалось отрицательным?

Ответ прост: сырость, незрелость и несвоевременность. Все эксперты фармацевтической отрасли в один голос твердили: сейчас не время, не нужно, ничего не готово — и все тесты, проведенные где–то в виртуальном пространстве, к реальной жизни отношения не имеют. Но нас не услышали, и мы получили то, что получили в итоге. Жесточайшую дефектуру и поиск простейших лекарств в масштабах всей страны... И до сих пор проблема не решена в полном объеме!

Необходимо приостановить этот эксперимент, который идет уже над населением. И "отпилотировать" его на каком–либо субъекте (как это было с самозанятыми, например), отработать до идеала и только тогда вводить в общегосударственном масштабе.

А пока аптечный специалист становится еще и приемщиком товара. Фасовщиком, как ранее. И будет массу времени тратить на сканирование кодов. Он уже тратит в 6–8 раз больше времени на приемку. И это сейчас, когда маркированных лекарств — около 10% от общего количества. Дальше эту цифру можно умножать.

Еще одна проблема, связанная с маркировкой, — отмена специальных налоговых режимов. Ее последствия очень просты: рост цен на лекарства не из списка ЖНВЛП и банкротство малых предприятий, экономика которых уже на уровне нулевой рентабельности. Ничего хорошего, простыми словами.

Мы давно просчитывали данный риск, и у нас есть модель, по которой будем работать. Но для покупателя это однозначный рост цен и однозначный стресс. В целом за 2020 г. посетитель стал более взволнованный и неспокойный. Это абсолютно понятно в данной эпидемиологической ситуации. Мы пытаемся ему помочь всеми возможными способами.

На дистанционную торговлю особенно не рассчитываем: с учетом последних покупок Сбера тенденция может стать резко негативной. Нехорошо, когда компания зарабатывает на нашем эквайринге и вкладывает эти средства в доставку с отрицательной экономикой. В ущерб всему аптечному сектору. Уже достаточно много информации и достаточно много расчетов, которые показывают, что доставка доходность аптеки не увеличивает.

Конечно, каждый решает самостоятельно. И бронирование было, есть и будет. А интернет–агрегаторы есть паразитирующие, а есть партнерские, которые просто транслируют вашу информацию за вознаграждение и не пытаются искусственно играть с трафиком...

Дефектура. Маркировка. Бесконечные запросы и проверки. Нужно время для стабилизации и перехода в нормальное рабочее русло, а происходит только нагнетание обстановки, к сожалению.

Прогноз на 2021 г.? Скажу кратко:

  • изменение налоговых режимов;
  • укрупнение и так уже существующих крупных игроков;
  • соответственно — исход слабых;
  • ужесточение регуляторики;
  • маркировка и все, что вокруг нее.

Думаю, этого уже более чем достаточно.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X