23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Меньше всего нам жалуются аптеки

Наша главная задача на 2017 г. — продолжение контроля цен на дорогостоящие препараты, включенные в государственные программы.

Нижегородцев Тимофей
Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России (ФАС)

В 2016 г. мы завершили первый этап — по программе "Семь нозологий" и теперь должны продолжить работу в отношении лекарств для лечения ВИЧ и в отношении вакцин.

Вторая наша задача на будущий год — помочь Минздраву организовать надлежащую работу в области определения взаимозаменяемости на нашем лекарственном рынке. Очень важно, чтобы все необходимые изменения в законодательстве прошли в первой половине 2017 г. — тогда мы сможем завершить процесс к 2018 г. Концепция взаимозаменяемости лекарственных препаратов поможет улучшить качество жизни пациентов и сэкономить средства для системы здравоохранения.

Определенность с взаимозаменяемостью считаю самым важным вопросом уходящего года: весь год мы вели дискуссию с нашими партнерами по ЕЭК по документам об общем фармацевтическом рынке, часть этих правил касалась вопросов взаимозаменяемости лекарственных препаратов. Дискуссия была тяжелой, в итоге нам удалось отстоять позицию Российской Федерации. Очень важно, что мы сможем продолжить работу на нашем рынке по определению взаимозаменяемости обращающихся лекарственных препаратов, создать реестр взаимозаменяемых лекарственных препаратов, российский аналог Orange Book. Вопрос о взаимозаменяемости очень важный, поскольку он предопределяет добросовестность поведения компаний на рынке. А добросовестной конкуренцию на рынке можно сделать, лишь опираясь на науку. Вопрос о взаимозаменяемости необходимо решить, опираясь на твердую научную основу. Необходимо вернуть науку в сферу обращения лекарственных средств!

Маркетинг для лекарственного препарата в условиях нерешенности вопроса о взаимозаменяемости — это почти всегда способ грабежа граждан и бюджета. Это не только наша позиция: во многих случаях на нашу сторону встают и арбитражные суды. Например, не так давно удалось предотвратить попытку регистрации жизненно необходимого лекарственного препарата с ценой более чем в 8 раз выше максимальной зарегистрированной цены аналога.

29 ноября Арбитражный суд Московского округа признал законным наш отказ в согласовании предельной отпускной цены на лекарственный препарат "Клотримазол" одному из отечественных производителей, а отказано было из–за превышения заявленной на государственную регистрацию цены над зарегистрированными ценами аналогов более чем в 8 раз. Стоит отметить, ФАС России была установлена, а Минздравом России подтверждена эквивалентность различных лекарственных форм, что позволило сравнивать цену, заявленную на государственную регистрацию, с ранее зарегистрированными ценами эквивалентных лекарственных препаратов других производителей.

В вопросе о взаимозаменяемости нам необходимо догонять весь остальной мир. Поскольку то, что мы сейчас решаем, а именно взаимозаменяемость на основе международных непатентованных наименований, большинство зарубежных стран решили еще тридцать лет назад. В будущем нам необходимо разработать четкую концепцию взаимозаменяемости не только на основе МНН, но и на основе терапевтической эквивалентности разных МНН, как это происходит на развитых фармацевтических рынках.

Третья наша задача — завершить создание системы, отслеживающей и анализирующей закупки лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. Это очень важно, чтобы прекратить распространенную ныне практику, когда техническое задание "подгоняют" под определенное торговое наименование.

Еще один вопрос, который необходимо решать в ближайшие годы, — воплощение в жизнь региональных стандартов по развитию конкуренции в здравоохранении. В сфере медицинской помощи конкуренция ослаблена, государство по–прежнему дискриминирует участие частных медицинских организаций в программе ОМС.

Не так давно наша Федеральная служба завершила дело в отношении Санкт–Петербургского фонда ОМС, и теперь мы работаем с нарушениями со стороны иркутского минздрава. Сейчас мы выдали предупреждение Московскому департаменту здравоохранения — он ограничивал возможности медицинских учреждений заказывать лабораторные экспертизы у организаций, включенных в программу ОМС, фактически создав систему антиконкурентного распределения и прикрепления. Каждую больницу департамент прикрепил к конкретной лаборатории, не оставив больницам возможности выбирать.

Один из показателей, включенных в "дорожную карту", — доля затрат на частную медицинскую помощь в бюджете регионального фонда ОМС. В 2015 г., когда утверждались региональные стандарты развития конкуренции, он должен был составлять не менее 6%, в 2016 г. — не менее 7%. В реальности процент держится на уровне 1,5–2%. А субъекты часто заявляют, что если в региональной программе ОМС 15 из 30 заявившихся медицинских организаций являются частными, то "план перевыполнен" — показатель составляет не 6, а целых 50%. Но это подмена понятий: наличие частных клиник и их доля в программе ОМС — не одно и то же!

Хотел бы отметить одну важную тенденцию наступающего года: в крупных городах конкуренция среди аптек с каждым годом ужесточается. Но это не значит, что борьба участников аптечного рынка ограничится мегаполисами. В обозримом будущем крупные аптечные сети освоят и "средние", и совсем небольшие муниципальные районы и городские округа. Мы будем наблюдать тот же процесс, который сейчас происходит в продовольственной рознице.

На розничном рынке продовольственных товаров крупные сети "съедают" мелкие. Так устроена жизнь… У больших предприятий лучше управление издержками, больше возможностей предложить широкий ассортимент и низкие цены. Это объективный экономический закон.

Наш человек заинтересован в низких ценах и в том, чтобы был выбор. Рядом с "Риглой" неизбежно откроются и "36,6", и др. сети. Рано или поздно сформируется устойчивая конкуренция не между крупными сетями и отдельными аптеками, а между крупными сетями. Кстати, самая ожесточенная конкурентная борьба развивается не там, где много компаний, а на олигопольном рынке, когда участников немного, и у каждого из них относительно большая рыночная доля. В небольших муниципальных районах и городских округах, где живет до 500 тыс. человек, конкуренция ослаблена, в населенных пунктах до 100 тыс. человек она практически отсутствует.

Одним из способов повышения доступности и конкуренции является доставка лекарственных препаратов, приобретенных гражданами на электронных сайтах аптек. В настоящий момент правительство активно занимается развитием этой системы. И в 2017 г. могут быть приняты ключевые решения в этой сфере.

Жалоб от аптечных сетей у нас, как ни странно, меньше всего. Если аптеки и жалуются, то только на несправедливость жизни: аптечная организация работала многие годы, но пришла крупная сетевая компания и установила такие низкие цены, что старая аптека не может этого выдержать.

А вот от фармацевтических компаний жалоб гораздо больше — и друг на друга, и от производителей лекарств на производителей биодобавок.

Специализированные
мероприятия