22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Минздрав России упростил требования

На сегодняшний день сделано уже очень много для обеспечения доступности наркотических лекарственных препаратов. Как результат, за последние три года доступность наркотических анальгетиков была существенно увеличена.

Приняты серьезные меры для решения этой проблемы: допустимые сроки хранения наркотических анальгетиков увеличены для аптек на селе и в труднодоступных районах до 6 месяцев, остальных аптек — до 3 месяцев. Разрешена выписка рецептов на наркотические анальгетики единолично врачом (как правило, это терапевт) без привлечения онколога, с 5 до 15 дней увеличен срок действия выданного рецепта. Отдельно следует сказать, что нормы выдачи пациенту наркотических анальгетиков были также увеличены. Так, например, пациенту может быть единовременно выдано до 40 ампул морфина.

Кроме того, министерством подготовлен приказ, которым предусматривается упрощенный отпуск обезболивающих лекарств для тех, кто получает их повторно без необходимости заверения рецепта с врачебной комиссией поликлиники. Помимо этого упрощена процедура оформления рецептов на наркотические анальгетики — исключается необходимость визирования рецепта у администрации, упрощается форма печати.

В связи с этими изменениями за последний год в нашей стране количество аптечных учреждений, отпускающих наркотические анальгетики, увеличилось примерно на 500. За год применение наркотических анальгетиков в медицинских целях увеличилось на 68%.

В случае если пациент сталкивается с какими–либо нарушениями в сфере назначения и выписки обезболивающих препаратов, ему необходимо оперативно сообщить о них на специальную горячую линию Росздравнадзора, которая создана по поручению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой в апреле этого года. С момента открытия на горячую линию поступило 586 обращений по вопросам качества оказания медицинской помощи онкологическим больным.

Также Росздравнадзор по поручению Минздрава России регулярно проводит плановые и внеплановые проверки по контролю за порядком назначения и выписывания наркотических средств в целях обезболивания. За первое полугодие 2015 г. уже проведено около 1 тыс. таких проверок. Контрольные мероприятия будут продолжены в целях повышения доступа пациентов к необходимым им по состоянию здоровья наркотическим обезболивающим препаратам.

Срок действия рецепта (до 15 дней) рассчитывается из того, что наркотические анальгетики относятся к препаратам срочного отпуска, и через месяц после выписки рецепта ситуация с состоянием здоровья пациента может измениться, поэтому 30 дней — слишком большой срок с момента выписки рецепта.

Существуют следующие нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их лицензирование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ:

  • Федеральный закон от 08.01.98 №3–ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.06.15);
  • "О лицензировании отдельных видов деятельности" (№99–ФЗ от 04.05.11);
  • "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (№323–ФЗ от 21.11.11).

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ:

  • "О лицензировании деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (№1085 от 22.12.11);
  • "О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, и регистрацией операций, связанных с оборотом НС, ПВ и их прекурсоров" (№644 от 04.11.06);
  • "Об утверждении типовой формы лицензии" (№826 от 06.10.11);
  • "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества НС, ПВ и их прекурсоров, включенных в перечень НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ" (№599 от 20.07.11);
  • "О внесении изменений в положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (№200 от 31.03.10);
  • "Об утверждении Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ" (№681 от 30.06.98);
  • "Об утверждении правил допуска лиц к работе с НС и ПВ" (№892 от 06.08.98);
  • "Об организации переработки НС и ПВ" (№147 от 24.02.09);
  • "О порядке дальнейшего использования или уничтожения НС, ПВ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота, либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" (№647 от 18.06.99);
  • "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, а также работающими в условиях повышенной опасности» (№695 от 23.09.02);
  • "О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, а также оформления необходимых для этого документов" (№449 от 12.06.08);
  • "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (№1148 от 31.12.09).

В текущем году Минздрав России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотрел вопрос целесообразности создания отдельных государственных (муниципальных) аптечных организаций в целях обеспечения доступности для населения лекарственных препаратов, в т.ч. низкого ценового сегмента, и сильнодействующих обезболивающих препаратов, а также вопрос о механизмах поддержки таких организаций.

По мнению государственных органов исполнительной власти, целесообразно рассмотрение вопроса о создании новых государственных аптечных организаций только в малочисленных, удаленных или труднодоступных муниципальных образованиях с низким уровнем доходов населения или при оказании нерентабельных, но социально значимых услуг.

По данным Росздравнадзора, в Российской Федерации функционируют около 25 тыс. аптечных организаций (более 80 тыс. объектов), осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, в т.ч. аптечных организаций государственной формы собственности 2412 (9%), муниципальной формы собственности — 972 (4%). Государственные аптечные организации созданы в 83 субъектах РФ, а муниципальные — в 74 субъектах РФ.

Однако региональные власти могут самостоятельно принять решение о дополнительном расширении сети аптек, в т.ч. осуществляющих отпуск наркотических анальгетиков. При этом возможно привлечение частного бизнеса путем введения льготных тарифов по арендной плате и коммунальным услугам, упрощения механизма предоставления в аренду помещений в медицинских организациях под аптеки, передачи помещений аптечных организаций в хозяйственное управление, предоставления жилой площади для работников государственных аптечных сетей.

Помимо этого для расширения сети организаций, отпускающих населению наркотические средства и психотропные вещества, необходимо использовать новую норму законодательства, разрешающую осуществлять такой отпуск в сельских и удаленных населенных пунктах работниками медицинских организаций.

Одновременно с целью обеспечения доступности населения обезболивающими лекарственными препаратами и снижения финансовых затрат Минздрав России провел работу, направленную на упрощение требований, предъявляемых к хранению и перевозке наркотических и психотропных лекарственных средств, увеличению нормативов их запасов в аптечных организациях. Итогом проведенной работы явилось принятие Правительством РФ постановления от 06.08.15 №807 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и признании утратившим силу пункта 3 положения об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии".

Материал предоставлен пресс–службой Минздрава РФ

Специализированные
мероприятия