21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Мониторинг безопасности лекарств: проблемы и перспективы

С сентября 2010 г. в связи с принятием Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» государственная функция по проведению мониторинга безопасности лекарственных препаратов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, возложена на Росздравнадзор.
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» установил обязанность субъектов обращения лекарственных средств сообщать в уполномоченный орган власти о серьезных или непредвиденных нежелательных реакциях лекарственных препаратов, зарегистрированных или изучаемых в ходе клинических исследований в Российской Федерации.

Глаголев Сергей Владимирович
Заместитель начальника Управления, начальник отдела мониторинга эффективности и безопасности лекарственных средств Управления организации государственного контроля качества медицинской продукции Росздравнадзора

Впервые в практике отечественного регулирования лекарственных средств Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» установил требования к представлению периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов (ПОБЛП).

Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» повышена ответственность заявителей за предоставление новой информации о безопасности препаратов. Допущена возможность отмены регистрации в случае непредставления в Минздравсоцразвития информации по безопасности, которая могла бы повлечь за собой необходимость внесения изменений регистрационного досье лекарственного средства.

За три прошедших года Росздравнадзором созданы основные элементы российской системы фармаконадзора, которая сегодня может обнаруживать сигналы безопасности зарегистрированных препаратов на отечественном рынке, предотвращать обращение потенциально опасных недоброкачественных лекарственных средств, оперативно реагировать на случаи выявления проблем безопасности лекарственных средств за рубежом.

В рамках проведения мониторинга безопасности лекарственных средств Росздравнадзор осуществляет сбор, обработку и регистрацию информации о побочных действиях, нежелательных реакциях и особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами. Сведения о нежелательных реакциях лекарственных препаратов поступают в Росздравнадзор в виде извещений о нежелательных реакциях, а также в составе периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов.

Одновременно Росздравнадзор осуществляет мониторинг научной прессы, публикаций Всемирной организации здравоохранения, интернет-сайтов ведущих регуляторных агентств (Европейского Агентства по лекарственным средствам, национальных агентств стран ЕС, Управления по контролю за пищевой продукцией и лекарственными средствами США) и специализированных научных и информационных ресурсов по фармаконадзору.

В Российской Федерации обязательному сообщению в Росздравнадзор подлежат серьезные и непредвиденные реакции в 15 календарных дней с момента выявления. Это согласуется с принципами информирования регуляторных органов о проблемах безопасности лекарственных средств, в частности, руководствами Международной Конференции по Гармонизации (ICH), а также рекомендациями Европейского Агентства по лекарственным средствам ЕС.

Помимо этого Росздравнадзор рекомендует сообщать и о других осложнениях фармакотерапии, сопряженных с угрозами жизни или здоровью, как, например, применение у беременных препаратов, противопоказанных при беременности, об эпизодах неэффективности лекарственных средств для лечения жизнеугрожающих заболеваний, а также вакцин и контрацептивов, о серьезных или непредвиденных нежелательных реакциях лекарственных препаратов, не зарегистрированных в России, но ввезенных из-за рубежа для применения по жизненным показаниям, о случаях передозировки и злоупотребления ЛП, о возникновении лекарственной зависимости, эпизодах использования для причинения вреда жизни и здоровью человека, а также информацию о зарубежных регуляторных решениях по ограничению обращения ЛП в связи с выявлениями проблем безопасности.

Результатами работы Росздравнадзора по развитию российской системы фармаконадзора явился стабильный рост числа поступающих сообщений о нежелательных реакция. На сегодняшний день база данных Автоматизированной информационной системы Росздравнадзора содержит почти 50 000 тыс. сообщений.

Если говорить об уровне сообщаемости в отдельных регионах (табл. 1), то лидером здесь является Москва (539 сообщений за I кв. 2013 г.) с ее большой концентрацией клинических баз и штаб-квартир фармацевтических компаний.

Табл.  Сообщения о нежелательных реакциях ЛП из регионов РФ в I кв. 2013 г.

Регион РФ                                                  Кол-во сообщений*
Москва                                                                     529
Алтайский край                                                      310
Красноярский край                                               273
Свердловская обл.                                                 183
Астраханская обл.                                                  154
Псковская обл.                                                       142
Архангельская обл.                                               106
Санкт-Петербург                                                     93
* Эти цифры нельзя анализировать без определенных оговорок, поскольку важно бороться не столько за увеличение количества передаваемых сообщений, сколько за осмысленный подход к этим сообщениям.

В 2012 г. данные мониторинга безопасности послужили основой для 15 рекомендаций Минздраву России о дополнительной экспертизе безопасности или ограничению обращения лекарственных препаратов.

Немаловажно, что анализ спонтанных сообщений позволяет выявлять реакции, потенциально связанные с проблемами качества лекарственных препаратов. В этих обстоятельствах Росздравнадзор организует мероприятия по дополнительному контролю качества лекарственных средств, вызвавших нежелательную реакцию. В 2012 г. Росздравнадзором была организована экспертиза 31 серии лекарственных средств, вызвавших нежелательных реакции. По итогам экспертизы две серии лекарственных препаратов были отозваны с рынка.

Вместе с тем, сообщаемость о нежелательных реакциях лекарственных средств в России по-прежнему ниже, чем в других экономически развитых странах. По этой причине Росздравнадзор вынужден компенсировать недостаточную сообщаемость о нежелательных реакциях мониторингом научных публикаций мировой прессы по проблемам безопасности лекарственных средств.

Мировая практика показывает, что активное участие специалистов здравоохранения в мониторинге безопасности лекарственных средств достигается разъяснительной работой, в то время как ужесточение санкций ведет к ухудшению выявления нежелательных реакций, формальному подходу к информированию регуляторных органов, либо к сокрытию информации специалистами здравоохранения.

В то же время ответственное отношение к фармаконадзору производителей на рынках США и ЕС обеспечивается крупными судебными исками о возмещении вреда, репутационными рисками и жесткими финансовыми санкциями.

Росздравнадзор рекомендует представлять периодические отчеты по безопасности лекарственных препаратов в одном из форматов:

  • Руководство Международной конференции по гармонизации ICH E2C (R1) «Управление данными по клинической безопасности: Периодические отчеты по безопасности лекарственных средств, находящихся на рынке» (PSUR);
  • ICH E2C (R2) «Периодический отчет о соотношении пользы и риска лекарственного препарата» (PBER);
  • формат, описанный в Методических рекомендациях «Руководство по организации системы мониторинга безопасности лекарственных средств в компаниях-производителях лекарственных средств или держателях регистрационных удостоверений», утвержденное руководителем Росздравнадзора 05.10.09.


Отчеты предоставляются производителем лекарственного препарата на электронном и бумажном носителе не позднее 30 дней с момента истечения срока, отсчитываемого от первой регистрации лекарственного препарата в мире:

  • в течение первых 2 лет регистрации ЛП – каждые 6 месяцев;
  • в течение последующих 2 лет – 3 и 4 годов регистрации ЛП – ежегодно;
  • начиная с 5-го года регистрации ЛП – один раз в 3 года.


Несмотря на улучшение качества периодических отчетов, поступающих в Росздравнадзор, многие отчеты по-прежнему сохраняют ряд стратегических недостатков. Не во всех отчетах приводится анализ научных публикаций по проблемам безопасности активного вещества лекарственного средства и результаты мониторинга зарубежных регуляторных решений в отношении проблем безопасности данного препарата. Отдельные отчеты охватывают меньшее число нежелательных реакций по сравнению с данными Росздравнадзора, что свидетельствует о низком качестве работы службы фармаконадзора некоторых фармацевтических предприятий.

Для содействия заявителям Росздравнадзор разрабатывает новые методические рекомендации по подготовке периодических отчетов, на основе требований российского законодательства в сфере мониторинга средств с учетом положений Руководства ICH E2C, адаптированных с учетом потребностей отечественных фармацевтических производителей, которые будут опубликованы на сайте Росздравнадзора в ближайшее время.

По материалам выступления на круглом столе на Международной конференции «Качество лекарственных средств и медицинских изделий. Современные требования и подходы», апрель 2013

Специализированные
мероприятия