Главная // Тема

На деньги "Фарма–2020" можно разработать пять препаратов

Основные сложности для фармпроизводителей в реализации программы импортозамещения в рамках стратегии развития фарминдустрии до 2020 г. я вижу в целом ряде моментов.

Нильва Илья Ефимович
Директор по маркетингу ОАО "Верофарм"

Во-первых, в отсутствии достаточного количества фармацевтических предприятий, которые по настоящему соответствуют стандартам GMP. Всего в России зарегистрировано 650 фармацевтических заводов, из них только 50 соответствуют международным стандартам. Кроме того, в России на сегодняшний день практически полностью разрушена исследовательско-экспериментальная база, в частности, в некоторых отраслевых НИИ износ оборудования достигает 80–90%. Во-вторых, отсутствуют выверенные стандарты лечения по каждой нозологической единице. Стратегические препараты (15 международных непатентованных названий), предложенные стратегией «Фарма-2020», таковыми не являются. Нет ясности в списке ЖНВЛС, постоянно заявляются разные цифры, как по МНН, так и по торговым наименованиям. Идеология формирования списка неясна. Отмечу также, что патентная защита у «серьезных», стратегических препаратов заканчивается не ранее 2015–2020 гг. Следовательно, необходимо либо покупать лицензии на производство важнейших препаратов, либо строить новые технологичные заводы. Финансирование на это отсутствует. Помимо прочего обращает на себя внимание отсутствие значимых отечественных инновационных препаратов. Вывод одного препарата с учетом идеи, получения формулы, клинических испытаний, регистрации «стоит» 8–10 лет разработки и минимум 1 млрд долл. Стратегией «Фарма-2020» на эти задачи выделяется 3,5 млрд долл. На эти средства можно разработать три-пять препаратов.

Что касается деятельности нашей компании, все дженерики, которые имеются в прайс-листе ОАО «Верофарм» – совокупный продукт усилий сотрудников различных подразделений компании. В своей деятельности мы придерживаемся так называемой «нишевой» стратегии, т.е. разрабатываем те препараты, в продвижении которых мы имеем большой опыт и административный ресурс. В первую очередь, это рецептурные препараты: онкология (более 60 наименований с учетом дозировок и форм выпуска), трансплантология, гепатология. Из аптечной доли рынка это, в основном, гинекология, урология, неврология, психиатрия, дерматология. Разработка одного препарата от начала до выпуска на рынок занимает от 3 до 5 лет.

Мы оптимистично смотрим на развитие нашей научно-исследовательской базы. Этот оптимизм основан на том, что в ОАО «Верофарм» работают высококвалифицированные специалисты (5 докторов наук, 17 кандидатов наук), ведется несколько проектов по производству инновационных препаратов, закупается новое оборудование (как научное, так и производственное), существует ряд крупных инвестиционных проектов, включая экспортные возможности компании.

Дальнейшие планы развития производства и НИОКР нашей компании соотносятся с реализацией программы импортозамещения. ОАО «Верофарм» активно сотрудничает с государственными структурами (Минздравсоцразвития, Минпромторг, Минэкономразвития) в плане разработки стратегических задач по модернизации здравоохранения и фармацевтической промышленности РФ. Запущены некоторые проекты по производству инновационных препаратов и стратегически важных МНН (в рамках «Фарма-2020»). Я думаю, что называть конкретные препараты пока неэтично и рано.

В рамках стратегии развития фарминдустрии до 2020 г. государством озвучено намерение стимулировать «обязательный переход отечественных предприятий фармацевтической промышленности на стандарты GMP не позднее 2011 года». Отмечу также, что ОАО «Верофарм» одним из первых в стране – в 2002 г. – аттестован ВОЗ о полном соответствии производственных площадок международным стандартам GMP. Лейкопластырное производство Воронежского филиала получило европейский сертификат соответствия ИСО 9001:2000 в 1999 году.

Ксения Кирсанова
Cпецмероприятия
X