Национальный фармпром: об итогах и задачах на 2024-й
Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"
Здесь есть уже много успешных примеров. Среди инициатив, получивших господдержку с момента введения санкций, на мой взгляд, особенно плодотворными стали:
- предоставление льготных займов и льготных инвесткредитов;
- специнвестконтракты;
- адресное финансирование объектов капитального строительства;
- банковские гарантии с льготной ставкой комиссии;
- обеспечение процесса регистрации и организации производства аналогов импортных препаратов без согласия владельца патента (ситуация с "Оземпиком" — еще одно подтверждение необходимости данной меры).
Государство оперативно отреагировало и на сокращение числа исследований инновационных лекарств, предложив разработчикам отечественных препаратов покрыть за счет субсидий до 100% затрат на проведение НИОКР. Правда, не все инициативы со стороны государства были поддержаны участниками фармрынка. Критику вызвало сильное увеличение регистрационных пошлин (о чем говорилось неоднократно), введение экспортных сборов для фармсубстанций и возможный акциз на медицинский этиловый спирт.
При этом, несмотря на сложную экономическую ситуацию, производство лекарств и субстанций в нашей стране продолжает расти, а фармпромышленность подтверждает статус одной из самых современных и лидирующих отраслей экономики. В 2023-м в различных регионах ежемесячно открывались новые производства, увеличивался выпуск препаратов — и российских, и иностранных локализованных. Рост фарминдустрии проходил на фоне санкций, не до конца решенных проблем с закупкой и поставкой оборудования и комплектующих. Более того, некоторые российские предприятия решились на расширение ассортимента и смогли успешно претворить это в жизнь, сделав акцент на выпуске дефицитных наименований и импортозамещающей продукции.
Конечно, рост фармрынка в среднем на 5% трудно назвать рекордным — это вдвое меньше привычных показателей. Но вспомним, что многие эксперты в конце 2022-го вообще прогнозировали отрицательную динамику (и в первом полугодии 2023 г. она действительно имела место). Физический объем продаж и покупательская способность населения продолжили снижение. Россияне стали делать меньше покупок «про запас», и, согласно прогнозу ЦБ РФ, рост спроса будет замедляться и дальше. Тем не менее, популярность онлайн-покупки лекарств, которая во многом была спровоцирована пандемией ковида, сохранится: в условиях снижения реальных доходов первостепенным критерием выбора становится не качество, а цена. Покупателю важно сравнить стоимость лекарств и выбрать наиболее выгодное предложение. Этим объясняется взрывной рост доли e-commerce, предлагающий удобный поиск цены у разных компаний в разных каналах.
Также следует предполагать, что в 2024 году государство продолжит поддержку цифровизации бизнес-процессов, увеличив объем инвестиций в IТ–технологии, а фармкомпании будут усиливать взаимодействие с цифровыми сервисами, включая агрегаторы поиска и доставки лекарств и БАДов. Мы живем в эпоху господства маркетплейсов, когда традиционные схемы продвижения препаратов, такие как социальные сети, блогеры, таргетированная и контекстная интернет-реклама, сотрудничество брендов уходят на второй план. Сами же маркетплейсы, заинтересованные в увеличении количества продаж, будут провоцировать потребительский спрос, активнее продвигая карточки медикаментов с высокой конверсией и лучшими условиями — ценой, быстрой доставкой, скидочными акциями и большим остатком на складе.
В текущем году быстрые темпы прироста рынка электронной коммерции с большой вероятностью сохранятся. И если по итогам прошлого года долю онлайна можно предварительно оценить в 13%, то в этом году она может достигнуть 15-16%, продолжая увеличивать свою долю за счет реальной аптечной организации. Поэтому следует предположить, что в ситуации снижения рентабельности интеграция с маркетплейсами станет для многих аптек рецептом выживания наравне с традиционными стратегиями: работой с лояльностью клиента (введением новых услуг, например, сервиса рассрочки); маркетинговыми акциями (скидками, комплектными продажами); партнерством с розничной торговлей (на примере "Ленты" и аптек "Алоэ"); сотрудничеством с работниками здравоохранения; взаимодействием с ТВ и прессой; рекламой в интернете, соцсетях и мессенджерах.
Ключевыми задачами фарминдустрии в новом году останутся задачи хорошо знакомые:
- развитие импортозамещения, в частности, производств фармсубстанций и стратегически значимых препаратов;
- дальнейшая оптимизация логистических цепочек;
- постепенный переход на отечественное оборудование;
- поиск поставщиков из дружественных стран;
- усиление контроля над контрафактом и БАДами, в первую очередь, на маркетплейсах.
А безотлагательные задачи ближайших лет — это выход на полный цикл создания фармпрепаратов, включая субстанции, активное подключение к фармпроизводству смежных отраслей — химии, микробиологии, приборостроения, отлаживание системы прослеживаемости продукции и внедрение онлайн–продаж и доставки рецептурных препаратов. На стимулирование производства собственных субстанций направлено правило "второго лишнего", согласно которому преимущество при госзакупках будет отдано препаратам, полностью синтезированным и произведенным внутри нашей страны.
В целом итоги 2023 года в фармотрасли можно назвать успешными: промышленность продолжила работать на импортозамещение, стали появляться новые производства субстанций, были заново настроены логистические цепочки, сформированы транспортные маршруты с акцентом на страны Азии. Продолжил свой рост аптечный сегмент: за счет крупных федеральных и межрегиональных сетей даже в отдаленных регионах увеличивается количество аптек. Фармрынок показал серьезный запас прочности. Появилась стабильность, а глобального дефицита лекарств, которым пугали общественность некоторые эксперты, не произошло. Также следует отметить утверждение Стратегии "Фарма-2030" с упором на значительные преференции для производителей полного цикла.
Конечно, некоторые проблемы пока остаются нерешенными. По-прежнему существует значительная зависимость от импорта (особенно для инновационных препаратов). Преодолены не все сложности с логистикой и поиском новых надежных поставщиков. Встречаются перебои в присутствии препаратов и кратковременная дефектура, связанная с политико–экономическими факторами. Не все ушедшие с национального фармрынка лекпрепараты успешно заменены аналогами. Нельзя не отметить и острую необходимость в профессиональных кадрах — в том числе в научной сфере — и небольшое число собственных передовых разработок. Для всех этих задач предстоит найти максимально успешные решения.