Налоговая нагрузка на аптеку возрастет в 15–20 раз
За последние два года в фармсекторе произошло множество событий. Было решено огромное количество новых задач и одновременно с этим продолжается масштабная трансформация всех бизнес–процессов.
Фридман Александр
Генеральный директор содружества ВЕСНА
В создавшихся условиях направление развития отрасли определяется не столько инициативой фармацевтических предприятий, сколько действиями регулирующих органов.
Новые механизмы коснулись каждого: производителей, дистрибуторов, аптеки. Почти одновременно с этим повышенный интерес к фармацевтическому рынку стали проявлять гиганты FMCG. Тем временем первого июля были введены обязательная маркировка и мониторинг движения лекарственных средств (МДЛП). Возможно ли выжить малым и средним аптечным сетям в таких условиях? С какими еще проблемами сталкиваются сейчас аптеки? Что ждет фармацевтический бизнес: новая консолидация, слияние или поглощение?
Попробую пояснить на нашем примере (содружество ВЕСНА успешно работает с 2014 г. и объединяет более 1500 аптек из 70 регионов нашей страны — от Калининграда до Владивостока).
Первое, что отмечают участники Содружества, — это несовершенство работы системы "Честный знак": регулярные сбои в работе ресурса, отсутствие ответственных лиц и отлаженной профессиональной техподдержки. Отдельной проблемой стала разница в написании адресов в ФИАС и у территориальных органов, занимающихся выдачей лицензии. Ну а отсутствие единой системы привело к тому, что без внесения изменений невозможно зарегистрировать место фармацевтической деятельности в МДЛП.
Ожидание подтверждения от информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов может составлять от 4 минут… до суток. А иногда и более, что влечет дополнительные неудобства в работе: дефектуру, увеличение товарных запасов и потерю лояльности покупателей–пациентов. Их можно понять.
Серьезные финансовые расходы аптек связаны с заменой и перенастройкой контрольно–кассовой техники и программного обеспечения. По результатам опроса наших участников, дополнительные расходы на одну кассу превышают 40 тыс. руб. Стоимость одного сканера стартует от 35 тыс. Цена "перепрошивки" кассы — начинается с 4500 руб. Плюс необходим дополнительный персонал для приемки маркированной продукции.
30% аптечных сетей вынуждены были полностью заменить свое техническое и программное обеспечение. И это не десятки, а сотни тысяч рублей.
Большинство участников нашего содружества — это представители малого бизнеса. С появлением МДЛП они обязаны применять вместо ЕНВД другие системы налогообложения. Использовать УСН смогут только те компании, чей годовой оборот не превышает 150 млн руб. Всем остальным придется перейти на общую систему налогообложения. Таким образом, налоговая нагрузка на аптеки возрастет в 15–20 раз!
Представители фармацевтической розницы считают, что не смогут применять режим "доходы минус расходы" при УСН: расходную часть будет сложно доказать. Пытаясь сохранить минимальную рентабельность своей деятельности, аптечные сети будут вынуждены поднять цены… и закрыть аптеки в малонаселенных пунктах.
Какой комплекс мер поддержки нужен современной аптеке в сегодняшней ситуации?
В переходный период необходимы следующие меры:
- предоставление льготного периода по уплате налогов (от полугода до года);
- возвращение затрат, связанных с внедрением системы МДЛП, в виде налоговых вычетов;
- снижение ставки по УСН до 1% от дохода (сегодня этот вопрос решается на уровне региональных властей).
Последствия отмены ЕНВД и патентной системы налогообложения в скором времени отразятся на покупателе-пациенте. А рост цен, уход малых и средних аптечных организаций и отсутствие здоровой конкуренции не улучшают и без того сложную экономическую ситуацию в регионах.
Ежегодно вводя новые законодательные акты, регулятор, к сожалению, приравнивает аптечные учреждения к обычным магазинам розничной торговли, совершенно забывая о социальной миссии аптек. Эта проблема — системная.