29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Наукоемким компаниям важно вкладываться в молодежь

Наша компания основана на знаниях, поэтому мы постоянно вкладываемся в обучение и развитие сотрудников. Для работы в сфере биотехнологий нужны особые специфические компетенции и навыки.

Арендарь Александра
Заместитель генерального директора по персоналу BIOCAD

Чтобы сформировать их, мы создаем углубленные образовательные программы внутри предприятия, развиваем систему внешнего обучения и формируем кадровый резерв из подрастающих специалистов благодаря совместным программам с вузами.

Корпоративные учебные проекты доступны всем нашим работникам. Основной аудиторией являются научные сотрудники, команда ранней и фармацевтической разработки и отдела качества, потому что их квалификация должна соответствовать специфике задач на фармпроизводстве. Все образовательные программы формируются на основе потребностей предприятия и направлены на достижение стратегических целей по ускорению выпуска лекарственных препаратов для пациентов.

У каждого сотрудника есть индивидуальный план развития, благодаря чему он может совершенствовать свои компетенции по новым направлениям или углублять свои знания по текущей специализации, опираясь на тренды российского и зарубежных рынков.

Помимо развития профессиональных компетенций, в компании существует отдельный блок обучения по "soft skills" для всех сотрудников и специальная программа по управленческому обучению для руководителей.

Мы создаем комплексные обучающие программы, а не отдельные курсы. Они могут состоять из разных типов материалов: электронные учебные пособия, видео, тесты, домашние задания, индивидуальная и групповая работа. Мы совмещаем очный и онлайн форматы обучения, подкрепляя все теоретические блоки обязательной практикой на производстве и в лабораториях.

Для ускоренной подготовки по ключевым направлениям работы, где важна биотехнологическая экспертиза, или для "закрытия" тех вакансий, по которым нет подходящих соискателей, мы создаем программы в формате boot camp. Такая подготовка подразумевает интенсивное обучение с полным погружением в изучаемый предмет.

Большую роль играет сохранение, воспроизведение и передача внутренней "экспертности" в компании, так называемое социальное обучение. Для этого у нас организован проект Journal Club, где сотрудники изучают актуальные материалы по теме биотехнологий и затем обсуждают их в командах. Также мы проводим разборы реальных случаев из практики, например, по конкретным препаратам, для обмена опытом между командами и формирования собственной базы знаний.

Отдельно хотелось бы выделить образовательную платформу нашей собственной разработки CUB — Corporate University of BIOCAD, где проходит онлайн–обучение сотрудников в разных областях: от безопасности на производстве до управления эффективностью. Такой виртуальный университет обеспечивает непрерывное развитие знаний и навыков сотрудников для реализации стратегических целей компании. Полезные материалы на платформе найдут как новые члены команды в ознакомительных курсах, так и все действующие сотрудники, которые регулярно повышают уровень своих знаний по разным направлениям: "Стратегия и продукты", "Технологии и стандарты", "Операционная эффективность" и др. Ключевые процессы обучения — назначение, организация, контроль — автоматизированы, что позволяет затрачивать меньше ресурсов на его поддержку. У нас есть возможность собирать поведенческую аналитику обучающихся: смотреть, как сотрудник учился, сколько времени заняло у него обучение и какие материалы вызвали трудности. Помимо понимания прогресса обучения, мы можем вовремя отслеживать эффективность программ, анализировать качество их содержания и при необходимости вносить корректировки в учебный процесс.

Каждый образовательный проект тщательно прорабатывается с заказчиком. Исходя из этого, формируются метрики, по которым можно оценить эффективность обучения. По итогам запуска пилотных программ отдел обучения собирает обратную связь от обучающихся, заказчиков проекта и руководителей, чтобы убедиться в том, что усвоенные знания действительно помогают в работе и в команде произошли качественные изменения. Затем программа дорабатывается и масштабируется.

Также мы давно и планомерно ведем работу по формированию внешнего кадрового резерва и сотрудничаем с большим количеством образовательных учреждений. Наукоемкие компании должны стремиться вкладывать в подрастающее поколение и готовить себе кадры уже со школьной скамьи, выявляя таланты, активно участвуя в процессе профориентации. Однако основной акцент, конечно, делается на работу с высшими учебными заведениями.

Видов сотрудничества с вузами у нас достаточно много:

  • участие в университетских мероприятиях (Дни карьеры и Дни открытых дверей);
  • работа сотрудников компании в составе комиссий на защите дипломов;
  • проведение гостевых курсов и лекций;
  • создание собственных учебных программ;
  • приглашение студентов на стажировки по итогам конкурсного отбора;
  • грантовая и стипендиальная поддержка талантливых студентов;
  • проектная командная работа над задачами предприятия.

Все эти активности, по отдельности и вместе, дают возможность вовлечь в свою орбиту талантливых подрастающих специалистов еще на этапе подготовки. Если говорить об узкопрофильных направлениях, то задача компании — показать ребятам различные траектории профессионального роста. Ведь сейчас есть возможность заниматься исследованиями не только в классической науке, но и в коммерческих компаниях, которые вкладываются в новейшие разработки. Мы хотим донести до молодежи, что быть ученым — это действительно престижно, и мы со своей стороны готовы им в этом помочь.

Мы понимаем, что не все выпускники наших программ будут работать у нас, наши инициативы формируют кадровый резерв для всей отрасли. Как одни из лидеров индустрии, мы готовы взять на себя эту миссию — от быстрого развития биотехнологий зависит успех нашей работы, качество и доступность лекарственных препаратов в ближайшем будущем.

На данный момент основной акцент мы делаем на собственные магистерские программы, практические курсы в ведущих российских университетах, стажировки и практики в наших исследовательских центрах, поддержку химико–биологического лицейского класса, лекции в школах, проект по созданию молекулярно–биологической лаборатории для школьников. Также мы развиваем новый проект со студентами, которые становятся амбассадорами нашей компании в своих вузах.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"