Наукоемким компаниям важно вкладываться в молодежь
Арендарь Александра
Заместитель генерального директора по персоналу BIOCAD
Чтобы сформировать их, мы создаем углубленные образовательные программы внутри предприятия, развиваем систему внешнего обучения и формируем кадровый резерв из подрастающих специалистов благодаря совместным программам с вузами.
Корпоративные учебные проекты доступны всем нашим работникам. Основной аудиторией являются научные сотрудники, команда ранней и фармацевтической разработки и отдела качества, потому что их квалификация должна соответствовать специфике задач на фармпроизводстве. Все образовательные программы формируются на основе потребностей предприятия и направлены на достижение стратегических целей по ускорению выпуска лекарственных препаратов для пациентов.
У каждого сотрудника есть индивидуальный план развития, благодаря чему он может совершенствовать свои компетенции по новым направлениям или углублять свои знания по текущей специализации, опираясь на тренды российского и зарубежных рынков.
Помимо развития профессиональных компетенций, в компании существует отдельный блок обучения по "soft skills" для всех сотрудников и специальная программа по управленческому обучению для руководителей.
Мы создаем комплексные обучающие программы, а не отдельные курсы. Они могут состоять из разных типов материалов: электронные учебные пособия, видео, тесты, домашние задания, индивидуальная и групповая работа. Мы совмещаем очный и онлайн форматы обучения, подкрепляя все теоретические блоки обязательной практикой на производстве и в лабораториях.
Для ускоренной подготовки по ключевым направлениям работы, где важна биотехнологическая экспертиза, или для "закрытия" тех вакансий, по которым нет подходящих соискателей, мы создаем программы в формате boot camp. Такая подготовка подразумевает интенсивное обучение с полным погружением в изучаемый предмет.
Большую роль играет сохранение, воспроизведение и передача внутренней "экспертности" в компании, так называемое социальное обучение. Для этого у нас организован проект Journal Club, где сотрудники изучают актуальные материалы по теме биотехнологий и затем обсуждают их в командах. Также мы проводим разборы реальных случаев из практики, например, по конкретным препаратам, для обмена опытом между командами и формирования собственной базы знаний.
Отдельно хотелось бы выделить образовательную платформу нашей собственной разработки CUB — Corporate University of BIOCAD, где проходит онлайн–обучение сотрудников в разных областях: от безопасности на производстве до управления эффективностью. Такой виртуальный университет обеспечивает непрерывное развитие знаний и навыков сотрудников для реализации стратегических целей компании. Полезные материалы на платформе найдут как новые члены команды в ознакомительных курсах, так и все действующие сотрудники, которые регулярно повышают уровень своих знаний по разным направлениям: "Стратегия и продукты", "Технологии и стандарты", "Операционная эффективность" и др. Ключевые процессы обучения — назначение, организация, контроль — автоматизированы, что позволяет затрачивать меньше ресурсов на его поддержку. У нас есть возможность собирать поведенческую аналитику обучающихся: смотреть, как сотрудник учился, сколько времени заняло у него обучение и какие материалы вызвали трудности. Помимо понимания прогресса обучения, мы можем вовремя отслеживать эффективность программ, анализировать качество их содержания и при необходимости вносить корректировки в учебный процесс.
Каждый образовательный проект тщательно прорабатывается с заказчиком. Исходя из этого, формируются метрики, по которым можно оценить эффективность обучения. По итогам запуска пилотных программ отдел обучения собирает обратную связь от обучающихся, заказчиков проекта и руководителей, чтобы убедиться в том, что усвоенные знания действительно помогают в работе и в команде произошли качественные изменения. Затем программа дорабатывается и масштабируется.
Также мы давно и планомерно ведем работу по формированию внешнего кадрового резерва и сотрудничаем с большим количеством образовательных учреждений. Наукоемкие компании должны стремиться вкладывать в подрастающее поколение и готовить себе кадры уже со школьной скамьи, выявляя таланты, активно участвуя в процессе профориентации. Однако основной акцент, конечно, делается на работу с высшими учебными заведениями.
Видов сотрудничества с вузами у нас достаточно много:
- участие в университетских мероприятиях (Дни карьеры и Дни открытых дверей);
- работа сотрудников компании в составе комиссий на защите дипломов;
- проведение гостевых курсов и лекций;
- создание собственных учебных программ;
- приглашение студентов на стажировки по итогам конкурсного отбора;
- грантовая и стипендиальная поддержка талантливых студентов;
- проектная командная работа над задачами предприятия.
Все эти активности, по отдельности и вместе, дают возможность вовлечь в свою орбиту талантливых подрастающих специалистов еще на этапе подготовки. Если говорить об узкопрофильных направлениях, то задача компании — показать ребятам различные траектории профессионального роста. Ведь сейчас есть возможность заниматься исследованиями не только в классической науке, но и в коммерческих компаниях, которые вкладываются в новейшие разработки. Мы хотим донести до молодежи, что быть ученым — это действительно престижно, и мы со своей стороны готовы им в этом помочь.
Мы понимаем, что не все выпускники наших программ будут работать у нас, наши инициативы формируют кадровый резерв для всей отрасли. Как одни из лидеров индустрии, мы готовы взять на себя эту миссию — от быстрого развития биотехнологий зависит успех нашей работы, качество и доступность лекарственных препаратов в ближайшем будущем.
На данный момент основной акцент мы делаем на собственные магистерские программы, практические курсы в ведущих российских университетах, стажировки и практики в наших исследовательских центрах, поддержку химико–биологического лицейского класса, лекции в школах, проект по созданию молекулярно–биологической лаборатории для школьников. Также мы развиваем новый проект со студентами, которые становятся амбассадорами нашей компании в своих вузах.