Ламина Евгения
Коммерческий директор ПАО "Аптечная сеть 36,6"
По данным аналитической компании IQVIA, в первом полугодии розничный рынок вырос на 4,4% в деньгах и сократился на 3,6% в упаковках. Таких темпов роста, которые показывал рынок в прошлом, в ближайшее время ждать не приходится.
Мы постоянно вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам рынка, а также к изменениям в законодательстве. Например, депутаты предложили установить ограничения на маркетинговые сборы с производителей. Маркетинговые договоры — это инструмент производителя, это его маркетинговый бюджет, за счет которого он позволяет аптеке держать низкую цену. И если этих договоров не будет, то цена соответственно вырастет.
Подчеркну, что рентабельность аптечных сетей в среднем не превышает 1%. Введение законодательных ограничений вынудит аптеки увеличить наценку на лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, — в результате чего пострадает конечный потребитель.
Еще одно новшество — введение обязательной маркировки. Вот тут мы голосуем обеими руками "за"! Что значит маркировка для покупателя–пациента?
Уверенность в том, что лекарство подлинное и попало в аптеку легальным путем: это можно легко проверить, поставив бесплатное приложение на смартфоне.
Представители фармбизнеса тоже сразу поддержали этот проект, потому что видят его преимущества:
- прозрачность закупок;
- борьба с "серыми" схемами и вторичной дистрибуцией;
- нормальная конкуренция между аптечными сетями;
- возможность отследить движение каждой упаковки от производителя до конечного покупателя.
Мы в "36,6" уже подготовились к введению маркировки: установили нужное оборудование, протестировали процессы, обучили персонал. Считаю, что надо развиваться и не бояться внедрять новое.
Наверняка 2020 г. для отрасли будет таким же сложным, как предыдущий, но интересным, заставляющим быть в тонусе, постоянно искать и находить неожиданные решения.