Не совсем правильно лишать пациентов информации
Варади Аттила
Директор представительства "Гедеон Рихтер" (Венгрия)
В США отсутствуют ограничения на рекламу любых, в т.ч. рецептурных, препаратов, во многих же странах ЕС наблюдается обратная тенденция — запрещена даже реклама безрецептурных лекарств.
Принимать решение, по какому пути идти в России, нужно взвешенно. Российским пациентам характерно заниматься самолечением, и реклама, безусловно, им в этом помогает. Хорошо это или плохо, однозначно сказать сложно. Серьезные заболевания требуют очной консультации с врачом. Но есть такие болезни, как насморк, простуда, легкая форма аллергии, так называемые "лидеры самолечения", для которых реклама препаратов — основной способ информирования пациентов о современных, эффективных и безопасных методах лечения. Можно много говорить, что любые недомогания — сигнал для похода к врачу, но на практике выходит иначе. Поэтому было бы не совсем правильно лишать пациентов этой информации. Но если все же в России введут ограничения на рекламу и безрецептурных препаратов, то одновременно нужно обсуждать аналогичные меры в отношении биологически активных добавок, которыми зачастую пациенты опрометчиво заменяют лекарственные средства.
Тем не менее, какое бы решение в итоге не было принято, наша позиция такова, что любая информация о методах и способах лечения, которая рассчитана на пациентов, должна основываться на принципах объективности, высоких этических стандартах и необходимости очной консультации со специалистом: врачом и/или провизором. Люди должны понимать, насколько безответственный прием препаратов, без рекомендации врача, без понимания тонкостей взаимодействия между принимаемыми одновременно лекарственными средствами опасен и может давать отрицательный результат или быть причиной менее эффективного лечения. Нужно обязательно пропагандировать принципы профилактики заболеваний и здорового образа жизни, а в случае необходимости — строить терапию на основе современных стандартов лечения с применением современных препаратов.