Необходимо собственное производство стандартных образцов
Дараган Надежда
Исполнительный директор, председатель Координационного Совета Национальной ассоциации "АПФ"
Прежде всего, население должно быть обеспечено препаратами из перечня ЖНВЛП, особенно нижнего ценового сегмента (до 100 руб.). Лекарства данной группы особенно востребованы теми пациентами, которые социально не защищены.
Чтобы исключить возможные кризисные явления на лекарственном рынке и предупредить исчезновение лекарств стоимостью до 100 рублей, входящих в перечень ЖНВЛП, наша ассоциация считает необходимым установить заявительный порядок регистрации цен на препараты этого ценового сегмента.
Многие производители прекращают выпуск данных препаратов в связи с тем, что он становится нерентабельным. Ведь цены на некоторые препараты из перечня ЖНВЛП были зарегистрированы еще в 2010 году, а тогда основой для регистрации послужили заниженные цены реализации за второе полугодие 2009 года, сложившиеся в условиях экономического кризиса. Помимо этого, за прошедший период почти в два раза вырос курс основных валют. Ежегодный размер индексации на прогнозируемый процент инфляции не может уже покрывать постоянно растущие издержки производителей, особенно в условиях растущих цен на сырье и материалы. А сейчас к этому прибавляются и цены на перевозку сырья и материалов.
Прекращая производство нерентабельных препаратов, мы сокращаем рабочие места, уменьшаем налоги, которые должно было бы получить государство. Дефектуры этих препаратов, возможно, и не будет, поскольку их место быстро займут Белоруссия, Казахстан, Турция, Индия и др., которые будут у себя создавать рабочие места и получать дополнительные налоги.
Кроме этого, с учетом сложившейся ситуации, считаем необходимым провести единовременную индексацию цен на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП стоимостью от 100 до 150 рублей не менее чем на 30%. Необходимо проводить оперативную автоматическую индексацию (перерегистрацию) цен производителей ЖНВЛП в связи с изменением курса валют, а не оценки инфляции. Если этого не делать, производство препаратов прекратится, а заместить их зарубежными будет невозможно.
Подчеркнем, что следует принять меры по выравниванию цены регистрации лекарственных препаратов указанного перечня до максимального уровня зарегистрированных цен для всех отечественных лекарств (а также для импортных и произведенных в странах-участницах ЕАЭС).
Ситуация с импортозамещением весьма сложная. Если работа по организации отечественного производства ГЛФ проходила достаточно энергично, то по организации национального производства фармацевтических субстанций активность была гораздо меньшей.
Многие виды вспомогательных материалов закупались по импорту. Например, большой проблемой для российских производителей стал тот факт, что контроль качества лекарств практически полностью построен на использовании стандартных образцов (СО), поставляемых ведущими фармакопеями иностранных государств. А они ввели ограничения на поставки этих СО. Необходимо в кратчайшие сроки организовать собственное производство государственных стандартных образцов РФ, аттестованных Росстандартом, и системы их обращения.
Кроме того, практически все технологическое оборудование для производства лекарственных препаратов, а также для их маркировки является импортным. Многие виды вспомогательных материалов для упаковки закупались также по импорту. Таким образом, видно, что работа по импортозамещению многих видов продукции предстоит большая.
В настоящее время большинство иностранных поставщиков перешли на поставку необходимого сырья и оборудования по 100%–й предоплате, что еще более негативно сказывается на уже сложной ситуации с финансовым положением предприятий. Более того, существенное повышение курса иностранных валют и их непредсказуемость приводят к невозможности закупить необходимое сырье, материалы, оборудование.
Считаем, что для поддержания производителей ЛП следует дать таким предприятиям возможность вести закупку валюты по льготным или компенсируемым государством курсам. Также необходимо выработать ряд компенсационных мер по субсидированию ключевой ставки для предприятий промышленности — по аналогии с тем, как это было сделано в 2014 году.
28 февраля 2022 г. Центральным Банком России была поднята ключевая ставка до 20%, что фактически привело к существенному удорожанию заемных средств для компаний (процентная ставка превышает 33% годовых). Такая высокая кредитная ставка приведет к невозможности использования заемных средств и в конечном итоге отразится на выпуске продукции. Произойдет его существенное снижение. А в случае недостатка ликвидности высокая ключевая ставка вообще может привести к остановке производства.
Сейчас обсуждаются и принимаются различные меры по поддержке отечественных фармацевтических производителей. Наша ассоциация направила свои предложения по поддержке предприятий — производителей лекарственных средств — в Минпромторг России, ТПП РФ, Государственную Думу, Минздрав России.