Необходимо увеличивать выпуск фармацевтических кадров
Если ситуацию с кадрами в фармации не называть критической, то будет сложно охарактеризовать ее как–то по–иному, особенно в регионах Центральной России.
Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети и франшизы "Аптека Фарма"
Абсолютно все аптечные организации — крупные и малые, сетевые и независимые — остро чувствуют даже не недобор квалифицированных специалистов, а дефицит персонала, невзирая уже на подготовку и профессионализм. Людей просто катастрофически не хватает!
А выпуск провизоров и даже фармацевтов из года в год сокращается… Многие предприятия пытаются справляться с этим своими силами, переучивая на специалистов "первого стола" средний и младший медперсонал, чтобы хоть как–то пополнить наши ряды. Но это капля в море. В течение последних нескольких лет ситуация только усугубляется. И отрасль давно бы уже "встала", если бы до сих пор все работали в формате восьмичасового графика и "одна аптека — одна заведующая". Если вы обратите внимание, то даже в Москве, к примеру, есть много совсем недавно открывшихся аптек, на которых уже появилась табличка "Закрыто". Не потому, что владелец или руководитель "передумал" работать, а потому, что некому стоять за первым столом. И это особенно горько осознавать.
Вследствие недостатка сотрудников все прибегают к наиболее очевидному способу их привлечения — увеличению ФОТ, из–за чего рынок зарплат перегоняет доходность аптечной деятельности. Если ничего не предпринимать, то кадровая проблема будет обостряться, зарплатный фонд — перегреваться, и совсем скоро малые аптечные организации этого не выдержат. За счет резких сокращений численности независимых аптек и мелких сетей начнется отток кадров в крупные компании, и те временно "залатают дыры". Но еще раз подчеркну — временно. Сегодня (а точнее, уже вчера) необходимо увеличивать выпуск фармацевтических кадров и разрешить тем же медицинским сестрам работать в аптечных учреждениях на позициях среднего фармперсонала. Если человек трудится в больнице, почему нельзя допустить его в другое учреждение, также задействованное в процессе помощи пациенту?
Если говорить о том, как может выстоять в сегодняшних условиях конкретная аптека (не дожидаясь установления льгот и формирования кадровых резервов), хотел бы обратиться к опыту нашей организации. Как бы "заезженно" это ни звучало, сотруднику всегда необходимы сбалансированная оплата труда, дружный коллектив и комфортные условия. А комфортность трудовых условий — это и хорошие помещения, и качественный ремонт, и эргономичная мебель, и налаженные процессы взаимодействия внутри компании.
Самое главное наше преимущество именно в том, что все руководство находится "на одном поле" с сотрудниками. Всегда можно "достучаться", задать вопрос, обсудить какие–то проблемы и получить ответы. А в федеральных сетях это уже за гранью возможностей.
Мы объединяем людей, помогаем им в трудную минуту, в том числе финансово. Материально благодарим как свой персонал, так и "внешних" коллег и знакомых за привлечение новых специалистов в нашу аптечную сеть. В нас видят потенциал и идут к нам, это действительно так. Уделяем серьезное внимание также неформальному общению и объединению команды, постоянно проводим выезды на мероприятия, кружки, выставки… Конечно же, работаем и с учебными заведениями.
Сотрудничеством с образовательными учреждениями подготовку кадров не ограничиваем: приобретать новые знания и нарабатывать навыки человек и специалист может многими способами. У нас, например, есть собственный бизнес–тренер, который вырос из аптечного специалиста. Он не лектор с теорией, а наставник с практической базой. Это помогает ему быть услышанным младшими коллегами, проходящими тот же профессиональный путь в фармации, и обучение становится максимально плодотворным.