29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Необходимо вернуть аптеку в структуру здравоохранения

Идея создания единого аптечного ведомства — одного регулятора взамен пяти существующих — не нова. Однако в последние месяцы ее начали всерьез обсуждать на самом высоком уровне.

Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"

Конечно, в нынешних условиях нет необходимости делать Главное аптекоуправление (ГАпУ) органом, который занимался бы абсолютно всеми вопросами лекарственного обеспечения (как это было в советское время). Но именно в рамках одной организации, которая несет ответственность напрямую перед Минздравом, будет проще решать вопросы финансирования госзаказа, централизации закупок льготных препаратов, контролировать чистоту госконтрактов, вести регистр пациентов–льготников, следить за отсутствием дефектуры в аптеках и прогнозировать потребности в фармакотерапии в каждом конкретном регионе.

Круг полномочий для такого регулятора необходим широкий, но о полном госуправлении аптечной системой речи быть не может: в современных рыночных реалиях это просто невозможно. В первую очередь, новый орган должен поддержать инициативу "Опоры России" и НацФармпалаты (к слову, одобренную Минздравом) о переходе аптечных организаций к коду ОКВЭД 86.90 "прочая деятельность в области медицины". Современный же статус аптеки согласно сегодняшнему коду 47.73 — специализированный магазин в сфере розничной торговли — противоречит и ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан…", и классификаторам ОКСО и ОКЗ, относящим фармацию к области здравоохранения. Это важнейший вопрос, поскольку отсутствие льгот и мер поддержки, характерных для учреждений здравоохранения, провоцирует исчезновение небольших аптек в малых населенных пунктах.

По данным опроса, проведенного в одном из крупных специализированных сообществ, более 80% участников выступают за скорейшее возвращение аптеки из сферы ритейла в систему здравоохранения. По данным экспертов, только за 2020 год было закрыто более 4 тысяч аптек. Абсолютное большинство из них были малыми и средними предприятиями. Эта тенденция характерна и для всех последующих лет.

Экономическое положение аптек усложнилось отменой ЕНВД с 2021-го, постоянным ростом арендной платы и иных платежей, введением маркировки, ограничениями в наценке на важнейшие лекарства. Добавьте сюда низкую рентабельность фармдеятельности и снижение покупательской способности населения. В зоне риска сегодня — не только единичные аптеки и небольшие аптечные сети, но и рецептурно–производственные отделы.

На наш взгляд, следует как можно скорее рассмотреть и вопрос о льготном налогообложении аптеки как социально значимой организации. Согласно тому же соцопросу, о котором рассказала выше, наибольшие опасения фармспециалистов вызывает риск окончательного превращения аптек в торговые предприятия… и дальнейшее обесценивание профессии.

Также новому ведомству важно усилить работу по решению вопросов непрерывного фармацевтического образования (оплачивая обучение провизоров и фармацевтов из средств ОМС), обновить систему тарификации оплаты труда и заняться реальным повышением престижа аптечных профессий. Большинство талантливых молодых специалистов предпочитают работе за первым столом должности медпредставителей, сотрудников компаний–фармдистрибуторов или производителей. Остаются нерешенными проблемы унификации законодательства, регулирующего работу аптечной организации, существуют "двойные прочтения" нормативных актов… В т. ч. поэтому нужно активнее внедрять и практику привлечения экспертов разного профиля еще на этапе подготовки проектов документов. Комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем современной аптечной отрасли.

Тем не менее, есть и иное мнение — не "перекладывать" на государство решение всех вопросов аптечного сегмента (включая закупки необходимых лекарств), а контролировать и финансово стимулировать создание значительных резервов нужных медикаментов на складах коммерческих дистрибуторов.

Однако, на наш взгляд, создание единого ведомства-суперрегулятора, действующего с учетом реалий фармрынка, ведомства, способного связать в единую схему госорганы, институты, лекарственные заводы и поставщиков, является наиболее продуктивным подходом к решению существующих проблем в отечественном аптечном сегменте (кстати, сегодня в Госдуме наряду с ГАпУ предлагают создать и крупную сеть госаптек).

Насколько удачным окажется этот эксперимент, покажет время. Во всяком случае, проект можно реализовать поэтапно. Но в первую очередь необходимо вернуть аптеку в структуру российского здравоохранения (пусть и в более мягкой форме, чем это было в советский период).

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"