Главная // Тема

Несколько вопросов к системе НМиФО

Система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМиФО) появилась гораздо раньше, чем про нее массово узнали медицинские и фармацевтические работники.

Шилова Маргарита
Заместитель руководителя комитета по фармдеятельности Новосибирского отделения "ОПОРА России"

Однако, несмотря на более чем пятилетнюю историю существования альтернативной системы квалификации, у специалистов остается много сомнений и вопросов, мешающих ее внедрению.

И первое из сомнений — система НМиФО нигде не зафиксирована, а значит нелегальна.

Система закреплена как пилотный проект. Вот основные вехи ее развития.

  • 2013 г. — одобрение концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования общим собранием Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России.
  • Февраль 2013 г. — создание Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Минздрава №82 от 18.02.13 "О Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации").
  • Ноябрь 2013 г. — начало реализации пилотного проекта по отработке основных принципов медицинского и фармацевтического образования (приказ Минздрава России от 11.11.13 №837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей–терапевтов участковых, врачей–педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций").
  • Июнь 2015 г. — пролонгация пилотного проекта до 2021 г. (приказ Минздрава России от 09.06.15 №328 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. №837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей–терапевтов участковых, врачей–педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций").
  • Январь 2016 г. — работа в рамках системы НМиФО через портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
  • Ноябрь 2017 г. — приказ Минздрава России от 21.11.17 №926 "Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года".

А первый вопрос к системе НМиФО следующий: какое количество кредитов/баллов/ЗЕТ необходимо набирать?

Здесь вносят путаницу два законопроекта Министерства здравоохранения Российской Федерации.

1. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях" (подготовлен Минздравом России 29 января 2016 г.), в котором указано, что:

  • работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 г., проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу). Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц.

2. Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. №66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" (подготовлен Минздравом России 20.09.2017 г.), рассматривающий систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования как альтернативную и изменяющий количество часов:

  • повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ в объеме не менее 30 академических часов ежегодно либо не менее 150 акад. часов не реже одного раза в 5 лет;

На портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации http://edu.rosminzdrav.ru/пятилетний цикл обучения включает в себя 250 кредитов/баллов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения 50 зачетных единиц.

Почему именно такая цифра? Она пришла к нам из Европы. 1 год состоит из 52 недель и 1 дня (в високосный — 2 дня). Считается, что специалист может выделить один час в неделю для повышения своей квалификации. Итого получается 52 часа. Цифру округлили до 50.

Следующий вопрос — кто должен оплачивать обучение?

Согласно статье 72 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т.ч. на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Обратимся к нему.

ТК РФ, статья 196 "Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации" гласит:

  •  подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
  • в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
  • работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Констатируем: 55,01% респондентов опроса ОНФ "Оценка медицинскими работниками внедрения системы непрерывного медицинского образования" (2019 г.) недовольны необходимостью оплаты образовательных курсов за свой счет.

К вышеперечисленным пунктам можно добавить трудность работы на двух сайтах (с 16 декабря 2019 г. — уже на одном — на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России). Об опыте работы с порталом заявили 49,61% респондентов. При этом сложности при входе на сайт и работе с интерфейсом возникли у 49,77% опрошенных, что свидетельствует о необходимости доработки и оптимизации указанной интернет-страницы.

Следующая проблема — сложная ситуация на местах работы, когда специалистам приходится совмещать ставки, вследствие чего «традиционное» повышение квалификации воспринималось ими как дополнительный отпуск и возможность поделиться опытом с коллегами.

Безусловно, в текущей ситуации Министерству здравоохранения РФ важно решить следующие вопросы:

  • доработать нормативно-правовую базу для внедрения системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • совместно (или путем делегирования) с профессиональными некоммерческими организациями, экспертами осуществлять обучение специалистов принципам обучения по системе НМиФО, основам работы на портале http://edu.rosminzdrav.ru/
  • консультировать специалистов по юридическим вопросам, таким как принуждение работодателем к выбору определенной системы повышения квалификации, отказ работодателей оплачивать специалистам повышение квалификации, порядок прохождения аккредитации после обучения по пятилетним циклам и т.д.
Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X