20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Нет времени на половинчатые решения

Если честно, не вижу особой конкуренции между федеральными игроками и единичными аптеками. Чтобы конкурировать, нужно обладать технологиями, иметь желание и волю сохранить свой бизнес (и развить его).

Еськин Сергей
Генеральный директор маркетингового союза "Созвездие"

Не буду пользоваться формулировкой о войне — зачастую единичные аптеки и небольшие аптечные сети просто сдают свои позиции.

Но, на мой взгляд, сегодня шансы и для выживания, и для развития уравниваются. С учетом нарастающих проблем у большинства федеральных и межрегиональных игроков и появляющихся возможностей у неконсолидированной розницы. И эти возможности, наконец-то, необходимо начать использовать, ставя задачи перед собой и своими сотрудниками.

Ресурсы — они и у федеральных сетей не безграничны. Кроме того, крупные игроки приходят, как правило, в домашний регион для неконсолидированной розницы. Приходят в новые для себя рынки и в новые условия работы.

И здесь стоит, наверное, акцентировать внимание: аптечные сети конкурируют между собой. Единичные аптеки для них не конкуренты, а объект поглощения в будущем. И чтобы не быть поглощенными, нужны технологии и прочие ресурсы.

Какие же методы конкуренции наиболее популярны сегодня у крупных сетей?

Все стандартные инструменты, используемые в новом регионе:

  • поведение дискаунтера;
  • дополнительный доход за счет маркетинга, направляемый в целевое ценообразование;
  • управляемый результат через планирование;
  • мотивация на результат у персонала;
  • целевое и обязательное обучение;
  • качественное ценообразование;
  • "перекупка" сотрудников и аренды.

Наличие знаний всегда определяет возможность ответного хода. Нужно:

  • изучать конкурентов — также, как и они изучают тебя;
  • улучшать качество бизнеса и скорость реакции на вызовы;
  • работать на опережение и вырабатывать ответную реакцию на застарелые проблемы.

Нет смысла тратить время и эмоции на обвинения в недобросовестности. Это неизмеримые понятия. Но есть необходимость переформатировать свой бизнес — сделать его более высокотехнологичным и привлекательным для клиента.

Да, основная трудность сейчас — принять и осознать, что ситуация не предполагает возврата назад. Не придет добрый дядя и не создаст благоприятных условий для твоего бизнеса.

Но коль пришло осознание — нужны действия. Одним из решений здесь будет выявление слабых сторон у себя в бизнесе и неустанная работа с ними (как отметил выше). Плюс анализ сильных компетенций у аптек из федеральных сетей и реализация таких компетенций у себя.

В сегодняшнем дне нет времени на рассуждения и половинчатые решения ("это я хочу делать, а это мне не нравится"). Если я вижу себя в бизнесе завтра, и тем более — если есть мысли передать его по наследству, я должен оперативно привносить все актуальные изменения. Несмотря на некоторую болезненность в их реализации.

Когда лечат пациента — лечебные процедуры, приводящие к выздоровлению, не всегда приятны (как и диагностические). Так и в диагностике и "лечении" твоего фармацевтического бизнеса. Столько может открыться "забавного", что хочется иной раз закрыть глаза: вдруг это не у меня?

Как можно относиться к недавним инициативам по интернет-торговле?

К сожалению, это данность. Причем данность, изначально обусловленная неудовлетворенностью покупателя–пациента. Неудовлетворенностью качеством в разрезе ассортимента, ценовой политики фармацевтических консультаций... Что дальше? А дальше часть аудитории идет искать ответы на свою неудовлетворенность в сеть, и частично их там нашла. А поход в сеть был простимулирован существенной разницей — за счет дотаций части производителей (в формирование минимальной розничной цены). Уменьшить влияние этого фактора на свою розницу можно вполне. Не отвергая такой ресурс, а делая его частью своего бизнеса, а не чужого.

Данность интернет–торговли сейчас такова: если мы говорим в разрезе оказания фармацевтической помощи — это только часть ее, причем не самая значимая. Только удовлетворение потребности в лекарственном препарате… Но не получение исчерпывающей информации. Один из важнейших компонентов в работе аптеки — консультирование пациента (да и разговор по душам) никто не отменял.

Нужно ли возвращать аптеку в здравоохранение?

На уровне государства мы должны принять: если мы хотим от аптеки социальной составляющей, качественной фармацевтической помощи — необходимо создать меры по защите аптечной организации. А она всегда шла рука об руку с медицинским сообществом. Недаром у провизоров и врачей есть общие дисциплины. Которые не только сближают эти профессии, но и позволяют одинаково понимать проблемы приходящих к ним людей.

Государству нужно транслировать в общество положительный образ и врача, и провизора. В этом случае и вера, и показатели здоровья пациента будут стремиться вверх.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция